ПРЕДИСЛОВИЕ

Решения XXV съезда КПСС о последовательном осуществлении курса на повышение эффективности производства и качества продукции в народном хозяйстве СССР определили особую актуальность ускорения научно-технического прогресса в машиностроении, в том числе в двигателестроении.

Основными направлениями развития двигателестроения являются: повышение удельных мощностей за счет газотурбинного наддува, повышение экономичности, надежности и моторесурса, снижение металлоемкости. Успешное решение этих проблем во многом определяется принципиальным подходом к проектированию двигателей с учетом их типа, назначения и особенностей эксплуатации. В рамках учебника не представляется возможным подробно рассмотреть все типы двигателей, однако авторы стремились, по возможности, осветить вопросы конструирования двигателей основных типов: судовых, стационарных, тепловозных и автотракторных.

Учебник написан в соответствии с программами дисциплину читаемых для студентов машиностроительных вузов, имеющих специализации по двигателям внутреннего сгорания.

Авторы ставили перед собой цель дать студентам основные сведения, необходимые для конструирования и расчета деталей узлов и двигателя в целом. При этом предполагается, что читатель имеет представление об устройстве двигателей и знаком с основами теории рабочего процесса ДВС и их агрегатов.

К числу особенностей учебника относится следующее: анализ уравновешенности основан на развитом методе фиктивных векторов, который позволяет сравнительно просто оценивать степень неуравновешенности двигателей, в особенности сложных кинематических схем, и определять пути ее частичного или полного устранения, сведения по крутильным колебаниям изложены в объеме, достаточном для проведения студентами практических расчетов, впервые в учебной литературе по ДВС использован метод конечных элементов для определения напряженно-деформированного состояния деталей двигателей; возможности метода показаны на примере расчета поршня.

В учебнике в сжатой форме приведены некоторые сведения о технологии и о материалах, применяемых для изготовления основных деталей двигателей.

Учебник написан коллективом преподавателей кафедры ДВС ЛПИ им. М. И. Калинина с участием гл. конструктора ПО «Звезда» Б. П. Байкова: гл. I — Б. П. Байковым; гл. II, III— В. М. Петровым; гл. IV — С. А. Батуриным; гл. V — Н. Н. Шабровым; гл. VI — Б. А. Харитоновым; гл. VII, X — Ф. М. Лимоновым; гл. VIII, IX — Ю. Н. Исаковым; гл. XI — Н. X. Дьяченко.

Научный редактор профессор кафедры ДВС Б. Л. Харитонов

Назад, на страницу описания