www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящем учебнике изложена теория рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей. В основу этой теории положено рассмотрение рабочего цикла комбинированного двигателя внутреннего сгорания, состоящего из компрессионных и расширительных машин (поршневого двигателя, газовых турбин и компрессоров) и устройств для подвода и отвода теплоты (охладителей, теплообменников, камер сгорания), объединенных общим рабочим телом, совершающим единый рабочий цикл. Рабочий цикл обычного поршневого двигателя внутреннего сгорания рассматривается как частный случай цикла комбинированного двигателя, состоящего из одного поршневого двигателя. Изложение теории двигателей с внутренним и внешним смесеобразованием проводится параллельно.

В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года» поставлены задачи расширения производства дизелей с высокими технико-экономическими показателями, повышения топливной экономичности двигателей внутреннего сгорания за счет совершенствования их конструкции, совершенствования транспортных средств с целью сокращения выбросов вредных веществ в окружающую среду и улучшения очистки отходящих газов от вредных примесей.

В отличие от предыдущего издания в настоящем учебнике рассмотрены вопросы токсичности двигателей внутреннего сгорания и возможности использования ЭВМ, с учетом достижений в области двигателестроения за последнее десятилетие переработаны также й другие разделы книги.

Ввиду того, что теория лопаточных машин (компрессоров и газовых турбин) излагается в отдельном курсе, предшествующем курсу теории поршневых и комбинированных двигателей, в данном учебнике она не рассматривается. Здесь освещены лишь вопросы совместной работы турбин, компрессоров и поршневой части, что имеет важное значение для анализа характеристик комбинированных двигателей.

Теория процессов, протекающих во вспомогательных агрегатах и устройствах комбинированных двигателей (топливная аппаратура, устройства пуска, реверса, смазочная система и др.), выделена из общей теории рабочих процессов поршневых и комбинированных двигателей и изложена в последующих учебниках по этой специальности. В данном издании несколько расширено рассмотрение вопросов смесеобразования и сгорания топлива для облегчения понимания теории рабочих процессов и особенно образования токсических продуктов. Подробно же вопросы смесеобразования и сгорания изложены в курсе «Физические основы процессов смесеобразования и сгорания».

Авторы с благодарностью примут замечания по четвертому изданию учебника.

Назад, на страницу описания