www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Статически определимые механизмы известны давно, но до сих пор ни в одном курсе по теории механизмов и машин не отражены их достоинства. Такие механизмы позволяют расширить допуски на изготовление, уменьшить трудоемкость, удешевить производство и повысить надежность машин. В отдельных случаях упрощается конструкция механизмов и увеличивается их прочность. Работа статически определимых механизмов не нарушается при изменении размеров звеньев. Они обладают повышенной нагрузочной способностью и малым трением.

Впервые статически определимые механизмы были применены в новой автоматизированной аудитории в МВТУ в 1934 г.

В 1951 г. автор пришел к выводу, что за немногими исключениями следует применять только механизмы без избыточных связей. Исключения были вызваны тем, что не были найдены нужные структурные схемы. В настоящее время для большинства "исключений" такие схемы найдены. Поэтому во всех случаях их надо искать. Принцип статической определимости позволяет научно обоснованно решить, какие и где надо применять кинематические пары в механизме, т. е. раздел структуры в теории механизмов поднять на уровень науки.

После издания книги "Конструирование рациональных механизмов" начали широко применять в конструкциях машин статически определимые механизмы. Д. И. Шаткус в Таганрогском ГСКБ зерновых комбайнов использовал самоустанавливающиеся сателлиты в редукторах комбайнов "Колос" и получил четырехкратное увеличение долговечности. Е. Л. Фельдман применил самоустанавливающиеся паразитные колеса в редукторе роторного экскаватора, рассчитанного на момент 17 тс м при модуле всего 8. Локомотивное управление Министерства путей сообщения СССР решило применять самоустанавливающиеся паразитные колеса на всех одномоторных тележках локомотивов. Г. П. Попов и В. А. Иванов в Днепропетровске стали применять статически определимые мостовые краны, которые дали увеличение долговечности ходовых колес с 1-2 месяцев до нескольких лет. Выгоды от применения статически определимых механизмов особенно велики в сельскохозяйственных машинах, в которых из-за больших размеров и деформаций невозможно обеспечить точность. Это в свое время отмечал акад. В. А. Желиговский [13].

Автором совместно с В. В. Соломиным предложен статически определимый электровозный пантограф. Опытная партия их по проекту студенческого конструкторского бюро МВТУ изготовлена и успешно работает на электровозах ЧС-2. Как и следовало ожидать, трение уменьшилось в 3 раза и перестало зависеть от отклонений размеров. Значительно упростился и ремонт.

Необходимость применять в токоприемниках статически определимые механизмы признал в своей книге И. А. Беляев.

Наконец, Методическая комиссия Министерства высшего образования СССР по теории механизмов и машин включила статически определимые механизмы в программу курса ТММ Это накладывает на автора книги особую ответственность.

Механизмы без избыточных связей автор раньше называл рациональными. Учитывая, что этот термин не отражает существа избыточных связей, пришлось перейти на более правильное понятие "самоустанавливающиеся механизмы".

Чтобы внедрить механизмы без избыточных связей, необходимо разработать структурные схемы для основных видов механизмов Такие схемы составляют основное содержание книги Поэтому книга является справочником по этим механизмам. Читателям, которые пожелают самостоятельно создавать механизмы без избыточных связей, в трудных случаях автор готов оказать необходимую помощь. В разд 1 10 указаны возможные ошибки, возникающие при создании таких механизмов.

Работу по созданию самоустанавливающихся механизмов автор намерен продолжать. Поэтому о всех случаях нового применения таких механизмов он просит сообщить ему через издательство "Машиностроение"

Разд. 1.12-1.16 написаны канд. техн. наук Н. Е. Шамайденко, разд. 4.13 - автором совместно с Я. Я. Гайпелем, разд. 5.4 - автором совместно с канд. техн. наук Л. Л. Русак, все остальные главы - Л. Н. Решетовым.

Назад, на страницу описания