www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Непрерывное совершенствование двигателей летательных аппаратов направлено на улучшение основных параметров их работы, повышение ресурса и надежности, экономичности в эксплуатации и снижение трудоемкости изготовления, В конструкциях авиационных двигателей широко применяются высокопрочные, жаропрочные, а также новые сплавы и стали с повышенными физико-химическими свойствами, усложняется форма деталей, повышаются требования к точности и качеству поверхностного слоя при изготовлении основных деталей. Все это существенно влияет на технологию производства двигателей. Применение существующих методов механической обработки малоэффективно из-за низкой производительности, большого расхода дорогостоящего режущего инструмента, высокой себестоимости деталей, невозможности обеспечения требуемого качества поверхностного слоя. Поэтому возникает необходимость вводить в технологические процессы более совершенные и рациональные методы обработки. К числу таких методов относится электрохимическая обработка (ЭХО) поверхностей деталей.

Важнейшим преимуществом ЭХО перед методами механической обработки является возможность обрабатывать любые токопроводящие сплавы и стали (независимо от их состава и механических свойств) с высокой производительностью, обеспечивая высокое качество поверхностного слоя, так как после ЭХО отсутствует наклеп и остаточные напряжения, детали имеют повышенное сопротивление усталости. Кроме того, в результате ЭХО удлиняется срок службы электродов-инструментов, упрощается подготовка производства, возможна концентрация операций, проще осуществлять механизацию и автоматизацию процесса.

Электрохимическая обработка в проточном электролите впервые была предложена советскими инженерами В.Н. Гусевым и Л.А. Рожковым в 1928 году.

В авиационном двигателестроении ЭХО начала применяется в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов. Комплексные исследования позволили заложить основы теории процесса ЭХО, установить зависимости производительности, точности и качества от параметров и режима обработки, определить рациональные составы и концентрацию электролитов для обработки сплавов и сталей, разработать методики расчета и профилирования электродов-инструментов, предложить новые схемы процесса, создать станки, вспомогательное оборудование и источники питания, предложить совмещенные методы обработки, позволяющие интенсифицировать процесс, составить методику экономического обоснования применения ЭХО, отработать и внедрить в производство ряд технологических процессов изготовления деталей.

Большой вклад в изучение процесса и внедрения ЭХО внесли советские ученые В.Н. Гусев, Ф.В. Седыкин, Ю.Н. Петров, В.П. Александров, И.И. Мороз, В.Д. Кащеев, А.Д. Давыдов, В.П. Смоленцев, Г.Н. Корчагин, Д.З. Митяшкин, В.Ф. Орлов, А.К. Алтынбаев, М.В. Щербак, А.И. Дикусар, Г.Н. Зайдман, И.А. Байсупов, Д.Я. Длугач, А.В. Глазков, Б.А. Артамонов, А.К. Журавский, Н.А. Амирханова, В.И. Полянин, Р.А. Зарипов, Г.Г. Геворкян, Е.И. Влазнев, Л.Я. Либов, В.Н. Филимоненко, Е.Н.Румянцев и многие другие.

Однако, несмотря на достигнутые результаты, многие вопросы теории и практики внедрения ЭХО нуждаются в дальнейших глубоких исследованиях. Необходимо повысить точность и качество обработки поверхности ответственных деталей, решить производственные вопросы, связанные с совершенствованием станков, источников питания, систем очистки и подачи электролита, защиты необрабатываемых поверхностей от растравливания, повышением производственной культуры при выполнении операций ЭХО, созданием дополнительных инструкций по разработке технологических процессов ЭХО.

В производстве авиационных двигателей ЭХО применяют для обработки профиля пера лопаток, отверстии и полостей сложной формы, пазов и выемок, для снятия заусенцев и скругления кромок, удаления поверхностного дефектного слоя, калибровки отверстий, обработки гравюр ковочных штампов и др. Следует отметить, что область применения ЭХО может быть значительно расширена, так как при проведении многих операций она значительно эффективнее механической.

При написании книги авторы стремились показать технологические возможности ЭХО, дать необходимые сведения и методику разработки технологических процессов ЭХО при изготовлении деталей авиационных ГТД. В основу книги положены материалы, полученные авторами в результате многолетних исследований и разработки технологических операций ЭХО и ее реализации.

Введение книги написал В.А. Шманев, разд. 1.1. и гл. 4 — А.Х. Каримов; разд. 1.2, 1.3, 1.5, разд. 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5 и гл. 5 - Н.Д. Проничев, В.А. Шманев; разд. 3.6 - Н.Д. Проничев, В.А. Шманев, В.Г. Филимошин; разд. 1.4. гл. 1 - В.Г. Филимошин; гл. 2 - В.Г. Филимошин, Б.И. Петров.

Авторы выражают признательность канд. техн. наук В.Ф. Орлову за ряд ценных замечаний, сделанных при рецензировании рукописи книги, а также работникам организаций, оказавших помощь при подготовке ее к публикации.

Назад, на страницу описания