www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Решениями XXV съезда КПСС предусмотрено создание и внедрение принципиально новых орудий труда, материалов, технологических процессов, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие отечественные и мировые достижения, повышение эффективности оборудования, улучшение качества и надежности его. Решение этой важнейшей народнохозяйственной задачи во многом зависит от повышения долговечности деталей и узлов машины.

Муфты, входящие во многие механизмы и машины, являются ответственными узлами, часто определяющими надежность и долговечность всей машины. Основное их назначение — передача вращения и момента (без изменения его величины и направления) с одного вала на другой или с вала на свободно сидящую на нем деталь (шкив, зубчатое колесо, звездочка и т. п.) и обратно.

Разнообразие задач, решаемых с помощью муфт, и требований, предъявляемых к ним в соответствии с условиями эксплуатации машин и агрегатов, в состав которых входят муфты, — все это вместе взятое вызвало к жизни большое количество конструкций муфт различных видов. При этом нередко встречаются сложные комбинированные муфты, объединяющие в себе свойства нескольких типов простейших муфт. Эти обстоятельства, а также разбросанность по различным источникам необходимых сведений о муфтах при решении практических вопросов их применения ставят инженерно-технических работников, связанных с конструированием, изготовлением и эксплуатацией муфт, в затруднительное положение.

Предлагаемая книга имеет целью обеспечить указанную категорию работников промышленности краткими справочными материалами, необходимыми для рационального выбора конкретных видов муфт, их расчета и конструирования. Наряду с общеизвестными конструкциями муфт в ней рассмотрено значительное количество еще не освещавшихся в литературе. Вместе с тем ограниченный объем книги и обилие имеющихся материалов по разным видам муфт заставили авторов, сосредоточив внимание на наиболее прогрессивных и широко распространенных в машиностроении конструкциях, отказаться от информации о многих других конструкциях.

В справочнике использованы данные, опубликованные в отечественной и зарубежной научно-технической литературе, и опыт проектирования и эксплуатации муфт, накопленный в конструкторских бюро заводов и в научно-исследовательских и проектных институтах. В книге отражены также результаты теоретических и экспериментальных исследований различных типов муфт, выполненных в лабораториях кафедр деталей машин ЛПИ им. М. И. Калинина и МВТУ им. Н. Э. Баумана.

Многообразие существующих конструкций муфт чрезвычайно затрудняет проведение строгой типизации их и приводит к созданию сложных систем классификации. В данной работе принята следующая классификация муфт, упрощенная, но достаточно удобная для практических целей, определившая и рубрикацию книги: глухие, подвижные (жесткие и упругие); сцепные (кулачковые и фрикционные, в том числе пневматические и порошковые); свободного хода (обгонные); предохранительные; центробежные; комбинированные и специальные.

В приложении I приведена классификация, рекомендуемая Комитетом технической терминологии АН СССР.

При расчете муфт исходным обычно является максимальный крутящий момент, передаваемый муфтой. В тех случаях, когда этот момент может быть точно выявлен е учетом динамических нагрузок и возможных эксплуатационных перегрузок, он берется в качестве расчетного момента. В остальных случаях последний определяется путем умножения номинального крутящего момента на коэффициент режима работы К. Этим коэффициентом учитывается влияние ряда факторов: вид двигателя, характер рабочей машины, величина разгоняемых масс и т. п.; как правило, он вводится в расчет при проектировании муфт любых конструкций. Значения коэффициента режима определяются на основании экспериментальных данных и опыта эксплуатации муфт.

Многие авторы и зарубежные фирмы (см., например, [23, 27, 50, 65, 106]) рекомендуют различные величины коэффициентов режима, однако до настоящего времени нет единой, общепринятой методики его определения. В приложении 11 приведена таблица их значений, широко и давно используемая в отечественном машиностроении [92]. Вместе с тем сочли полезным поместить в справочнике и другие данные об этом коэффициенте, рекомендуемые некоторыми фирмами. Заслуживает, в частности, внимания метод определения величины этого коэффициента, предложенный немецкой фирмой «Флендер» [106], в котором коэффициент режима принимается равным сумме двух коэффициентов.

К = k1 + k2

где k1 — коэффициент, учитывающий тип двигателя; k2 — коэффициент, учитывающий тип рабочей машины. Значения этих коэффициентов приведены в приложении III.

Авторы считают своим долгом выразить благодарность сотрудникам и аспирантам кафедры деталей машин Ленинградского политехнического института им. М. И. Калинина товарищам Ю. К. Михайлову, И. И. Свечникову, В. Т. Щербаку, Б. А. Виленскому, О. Б. Корытко и Б. Д. Кукаленко за помощь, оказанную при подготовке рукописи.

2-е издание книги дополнено описаниями ряда новых конструкций муфт, сведениями о новых ГОСТах на муфты и некоторыми рекомендациями расчетного характера; в книгу также внесены исправления в соответствии с отзывами читателей.

Назад, в описание книги