www.mexanik.ru

К ЧИТАТЕЛЮ

Настоящая книга по химико-термической обработке заслуживает особого внимания, так как посвящена проблеме достижения предельных эксплуатационных свойств зубчатых колес, и это принципиально отличает ее от других подобных изданий. В книге все подчинено одной мысли — сформировать подход к проблеме выбора таких условий изготовления зубчатых колес, начиная от выплавки стали и кончая осуществлением химико-термической обработки, которые бы обеспечивали реализацию предельных возможностей материала в данной конструкции в заданных условиях эксплуатации. Она необычна уже своим названием и характером обсуждаемого в ней материала. Отличительная особенность книги состоит в том, что наряду с известными в ней приводятся собственные результаты исследований автора, полученные почти за 30-летнюю работу в этой области. Причем анализ результатов проводится как с позиций осуществления химико-термической обработки, так и с позиций технологии изготовления и обработки зубчатых колес.

Проблемы науглероживания (цементации) и совместного насыщения стали углеродом и азотом (нитроцементации) рассмотрены автором с учетом реализации этих методов упрочнения в промышленных условиях. Такой взгляд позволяет в отдельных случаях пересмотреть, как нам уже казалось, установившиеся представления о последовательности фазовых и структурных превращений в стали при осуществлении этих методов обработки. Особенно это относится к установлению причин появления в производственных условиях структурных дефектов, приводящих к снижению эксплуатационных свойств изделий.

Еще одним несомненным достоинством и новизной предлагаемой книги является обращение в ней к химико-термической обработке не просто как к известному способу упрочнения поверхности, а как к методу инженерии поверхности. Автор показывает, что проблема прочности и долговечности зубчатых колес определяется не только фазовым и структурным состояниями диффузионного слоя, но и его геометрическими размерами, соотношением между толщинами отдельных составляющих слоя (в первую очередь, диффузионной зоны и зоны химических соединений), соотношением между твердостью слоя (его составляющих) и твердостью материала в объеме зубчатых колес. Таким образом, впервые поверхность после химико-термической обработки рассматривается по существу как композиционный материал. Необходимость инженерного подхода к конструированию поверхности методами химико-термической обработки успешно обосновывается и окончательно устанавливается автором путем разработки соответствующих показателей и критериев оценки качества цементованных и нитроцементованных зубчатых колес.

Если рассматривать предлагаемую книгу в контексте публикаций, посвященных химико-термической обработке зубчатых колес, то она продолжает ряд изданий, посвященных проблеме обеспечения высоких эксплуатационных свойств цементованных и нитроцементованных зубчатых колес. Это прежде всего такие издания, как «Проблема прочности цементованной стали» Л.С. Мороза и С.С. Шуракова (1947 г.), «Химико-термическая обработка шестерен» И.С. Козловского (1970 г.), «Повышение надежности цементуемых колес» B.C. Сагарадзе (1975 г.). За последние годы выполнено много новых работ, посвященных различным аспектам цементации и нитроцементации зубчатых колес. Настоящее издание в значительной степени отражает достижения, достигнутые в этот период в области химико-термической обработки зубчатых колес. Поэтому можно надеяться, что эта книга займет достойное место среди изданий, посвященных технологии упрочнения зубчатых колес методами химико-термической обработки.

Действительный член
Международной инженерной академии,
д-р. техн. наук, проф. Б.А. Прусаков

Назад, на страницу описания