www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Статически определимые механизмы известны давно, но до сих пор ни в одном из отечественных учебников по теории механизмов и машин не отражены их преимущества.

Такие механизмы позволяют расширить допуски на изготовление, уменьшить трудоемкость, удешевить производство и повысить надежность машин.

В отдельных случаях упрощается конструкция и увеличивается прочность.

Работа статически определимых механизмов не нарушается при изменении размеров звеньев. Они обладают повышенной нагрузочной способностью. В них меньше трение.

Впервые мысль о статически определимых механизмах автор высказал в докладе на открытии новой автоматизированной аудитории в МВТУ в 1934 г., в которой впервые были применены такие механизмы.

В 1951 г. автор пришел к выводу, что за немногими исключениями следует применять только механизмы без избыточных связей. Исключения были вызваны тем, что не были найдены нужные структурные схемы. В настоящее время для большинства «исключений» такие схемы найдены. Поэтому во всех случаях их надо искать. Принцип статической определимости позволяет научно обоснованно решить, какие и где надо применять кинематические пары в механизме, т. е. раздел структуры в теории механизмов поднять на уровень науки.

После первого издания книги началось широкое применение статически определимых механизмов.

Д. И. Шаткус в Таганрогском СКВ зерновых комбайнов применил самоустанавливающиеся сателлиты в редукторах комбайнов «Колос» и получил четырехкратное увеличение долговечности.

Е. Л. Фельдман применил самоустанавливающиеся паразитные колеса в редукторе роторного экскаватора на момент 17 тм при модуле всего 8.

Локомотивное управление Министерства путей сообщения СССР решило применять самоустанавливающиеся паразитные колеса на всех одномоторных тележках локомотивов.

Г. П. Попов и В. А. Иванов в Днепропетровске предложили статически определимый мостовой кран (авт. свид. № 140551). Это дало увеличение долговечности ходовых колес с 1—2 месяцев до нескольких лет.

Автором совместно с аспирантом В. В. Соломиным предложен статически определимый электровозный пантограф (авт. свид. № В-3169). Опытная партия их по проекту студенческого конструкторского бюро МВТУ (основной исполнитель студент Хитров) изготовлена и успешно работает на электровозах ЧС2.

Как и следовало ожидать, трение уменьшилось в 3 раза и стало независимым от отклонений размеров. Значительно упростился и ремонт.

Необходимость применять в токоприемниках статически определимых механизмов признал в своей книге [9] И. А. Беляев — руководитель группы пантографов ЦНИИ-МПС.

Наконец, Методическая комиссия Министерства высшего образования СССР по теории механизмов и машин включила статически определимые механизмы в программу курса ТММ. Это накладывает на автора книги особую ответственность.

Во второе издание включено то, что за это время сделано автором со своими учениками по таким механизмам.

Чтобы внедрить механизмы без избыточных связей, необходимо разработать структурные схемы для основных видов механизмов [36]. Такие схемы составляют основное содержание книги.

После ознакомления с приведенными в книге примерами читатели смогут самостоятельно создавать механизмы без избыточных связей.

Чтобы помочь им, в § 1.10 указаны возможные ошибки, возникающие при создании таких механизмов.

Главы 1, 3, 4, 6 написаны д-ром техн. наук Л. Н. Решетовым, Глава 2 — канд. техн наук Н. Е. Шамайденко и Глава 5 — канд. техн. наук М. А. Фахриевым.

Автор выражает глубокую благодарность за полезные советы д-ру техн. наук проф. Г. Н. Петрову, канд. техн. наук Д. М. Лукичеву, канд. техн. наук С. А. Попову и канд. техн. наук В. А. Суетину.

Назад, на страницу описания