www.mexanik.ru

ВВЕДЕНИЕ

В решениях XXIV съезда КПСС поставлены грандиозные задачи развития всех отраслей народного хозяйства. Съезд подчеркнул, что непременным условием претворения в жизнь намеченных мер повышения благосостояния советского народа является дальнейший неуклонный рост материального производства, его эффективности, увеличение производительности труда, снижение затрат труда.

Это предъявляет повышенные требования к подготовке инженерно-технического персонала, в частности техников-машиностроителей. Одним из условий успешного овладения общими и специальными техническими знаниями является умение правильно отображать техническую мысль на чертеже, эскизе, схеме и т. п.

Развитие новой техники сопровождается интенсификацией инженерно-технического труда, требуя выполнения значительного количества всевозможной конструкторской документации.

В современном машиностроении чертеж должен иметь наибольшую ясность изображения и обладать доступностью его понимания.

Цель изучения машиностроительного черчения:
1) подробное ознакомление с правилами построения изображений на чертежах;
2) изучение условностей, применяемых на чертежах;
3) получение навыков выполнения эскизов деталей;
4) приобретение опыта составления конструкторской документации;
5) приобретение опыта чтения чертежей;
6) приобретение основных сведений о простейших конструкциях основных видов изделий и их элементов;
7) ознакомление со стандартами, определяющими параметры материалов, деталей и их элементов, применяемых в машиностроении.

При выполнении чертежей и других конструкторских документов необходимо использование соответствующих государственных стандартов (ГОСТ).

В СССР первые стандарты, содержавшие правила выполнения машиностроительных чертежей, были опубликованы в 1928 г. и неоднократно пересматривались и дополнялись. В настоящее время все эти стандарты переработаны, дополнены рядом новых стандартов и объединены в единый комплекс стандартов под общим названием "Единая система конструкторской документации" (ЕСКД).

Стандарты ЕСКД распределяются по следующим классификационным группам, каждой из которых присваивается шифр (0; 1; 2; ...; 8; 9):
0. Общие положения.
1. Основные положения.
2. Классификация и обозначение изделий в конструкторских документах.
3. Общие правила выполнения чертежей.
4. Правила выполнения чертежей машиностроения и приборостроения.
5. Правила обращения конструкторских документов (учет, хранение, дублирование, внесение изменений).
6. Правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации.
7. Правила выполнения схем.
8. Правила выполнения строительных документов и документов судостроения.
9. Прочие стандарты.

Все стандарты ЕСКД имеют следующую структуру обозначения: "ГОСТ 2. XXX-XX".
Это обозначение расшифровывается следующим образом:
2 - номер, присвоенный всему комплексу ЕСКД;
XXX - номер стандарта (первый знак - шифр классификационной группы, два последних знака - порядковый номер стандарта в данной группе);
XX - год регистрации стандарта.

Стандарты ЕСКД созданы с учетом обеспечения упрощения конструкторской документации, но без уменьшения ее ясности. Следует иметь в виду, что большинство стандартов периодически уточняются. Эти уточнения следует учитывать при пользовании стандартами.

Так как стандарты ЕСКД разработаны для промышленности и не учитывают особенностей учебных условий, то согласно разъяснению Министерства высшего и среднего специального образования СССР, согласованному с Государственным Комитетом стандартов мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, допустимы некоторые отклонения от них при выполнении учебных чертежей. Это обстоятельство учтено в настоящем учебнике.

В настоящее время широко применяют различные способы размножения конструкторской документации: светокопирование, электрография, фотография, полиграфия и т. д. Требования ЕСКД, предъявляемые к оформлению конструкторской документации, допускают применение того способа ее размножения, который при прочих равных условиях обеспечивает наибольшую быстроту, удобство и экономичность.

Стандарты ЕСКД предусматривают сокращение времени, затрачиваемого на графическое оформление конструкторской документации. Это время может быть сокращено еще больше путем применения приборов, позволяющих механизировать и автоматизировать чертежно-конструкторскую работу. Применение различных трафаретов, шаблонов и штриховальных приборов значительно убыстряют графическую работу. Еще больше эта работа убыстряется благодаря применению специальных чертежных приборов, заменяющих одновременно рейсшину, треугольники и транспортир.

В последнее время все шире развертываются работы по применению вычислительной техники в разработке конструкторской документации.

Назад, на страницу описания