www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Рост скоростей движения автомобилей, мощности и быстроходности их двигателей увеличили вибронагруженность силового агрегата автомобиля. Вибрационные нагрузки стали в значительной степени определять долговечность автомобиля и его комфортабельность, в частности, уровень шума, понижение которого приобретает все большее значение. Поэтому при создании каждой новой модели автомобиля необходимо уделять серьезное внимание проблеме уменьшения колебаний, возбуждаемых силовым агрегатом и воспринимаемых им. Решение проблемы усложняется тем, что на автомобилях применяются двигатели с не полностью уравновешенными силами инерции движущихся масс кривошипно-шатунного механизма и с повышенной неравномерностью крутящего момента. Указанное обстоятельство приобретает особое значение в связи с дизелизацией автомобильного парка страны.

Одним из основных способов понижения интенсивности колебаний двигателя и уменьшения нагрузок, передаваемых от силового агрегата на шасси автомобиля, является правильный выбор параметров подвески (амортизации) силового агрегата. Для рационального конструирования подвески необходимо уметь рассчитать с достаточной точностью колебания и усилия, передаваемые от двигателя шасси автомобиля, и в обратном направлении — от шасси автомобиля к картерным деталям силового агрегата. Нужно также уметь определять эти колебания и вызываемые ими усилия и напряжения в деталях силового агрегата экспериментально.

Основное назначение настоящей книги — познакомить читателя с расчетными и экспериментальными исследованиями колебаний силового агрегата автомобиля. Необходимость особого рассмотрения этих вопросов обусловлена прежде всего тем, что форма и размеры силового агрегата автомобиля, а также рабочий диапазон изменения частоты вращения коленчатого вала отличаются от соответствующих характеристик большинства двигателей другого назначения. Поэтому свойства автомобильного силового агрегата, проявляющиеся при его колебаниях, не совпадают с аналогичными свойствами других силовых установок.

Высокие требования к допустимому общему уровню шума и вибраций в сочетании с необходимостью одновременного обеспечения и активной, и пассивной виброизоляции силового агрегата автомобиля т. е. одновременной защиты рамы (или кузова) автомобиля от вибраций, создаваемых двигателем, и предохранения двигателя от колебаний автомобиля, возникающих при его движении по дороге, усугубляют специфику исследования колебаний силового агрегата автомобиля и усложняют конструирование его подвески.

Вторая причина, заставившая по-новому осветить тот круг вопросов, который изложен в настоящей книге, заключается в коренном изменении методов расчетного и экспериментального исследования машин, происшедшем за последнее десятилетие. Широкое внедрение электроники и вычислительной техники в практику конструкторско-экспериментальных работ позволило изложить более точные современные методы расчета колебаний силового агрегата, основанные на применении электронных цифровых вычислительных машин (ЭЦВМ); дать методы использования современной прецизионной измерительной аппаратуры; показать способы обработки с помощью ЭЦВМ результатов эксперимента, которые позволяют получить полную и достоверную информацию о действительном процессе колебаний силового агрегата автомобиля. Основные положения, которые необходимо учитывать для первого ознакомления при конструировании подвески и оценке виброизоляции силового агрегата автомобиля, изложены в гл. I, V и VI и в § 11 гл. И; экспериментальные исследования колебаний силового агрегата автомобиля — в гл. VII и, наконец, методы расчетного исследования колебаний силового агрегата автомобиля — в гл. II—IV.

Изложение иллюстрировано примерами расчета колебаний силового агрегата автомобилей, по своим параметрам близких к современным массовым моделям.

Гл. I, V, VI (кроме §§ 4 и 36), §§ 12, 22 и 23 настоящей книги написаны В. Е. Тольским; гл. II, III, IV (кроме §§ 11, 12, 22, 23 и 24) — Л. В. Корчемным; §§4 и 36 — Г. В. Латышевым, § 11 написан совместно Л. М. Минкиным и В. Е. Тольским; гл. VII и § 24 написаны Г. В. Латышевым и В. Е. Тольским совместно, причем § 24 — при участии Л. М. Минкина, выполнившего также все приведенные в книге примеры расчета с применением ЭЦВМ.

Назад, на страницу описания