www.mexanik.ru

ВВЕДЕНИЕ

Лучшим способом обеспечения производительной безаварийной работы электрических машин является организация системы планово-предупредительного ремонта (ППР) машин, включающая ряд мероприятий, проводимых по заранее составленному графику. К числу этих мероприятий относятся: осмотры, текущие и капитальные ремонты.

Такая система позволяет предупредить действие естественного износа деталей машины и обеспечить тем самым наибольший возможный срок службы. Изучение общих закономерностей износа в различных условиях, эксплуатации позволяет установить сроки проведения ремонтных работ.

Объем ремонта (в особенности капитального) определяется на основании тщательной проверки состояния электрической машины. Только при тщательной проверке можно правильно наметить ремонтные работы, обеспечивающие безаварийную эксплуатацию. Такая проверка в особенности необходима в том случае, если ремонт является внеплановым и вызван какой-либо неисправностью (ненормальностью) в работе электрической машины.

Неисправности могут выражаться в следующих явлениях:
1) изменение характеристик машин, т. е. числа оборотов и вращающего момента у двигателя и напряжения у генератора;
2) неустойчивость этих характеристик, т. е. недопустимые колебания числа оборотов или напряжения;
3) недопустимо высокий общий или местный перегрев машины;
4) механические сотрясения (вибрации);
5) сильный шум;
6) искрение под щетками коллекторных машин.

Причины ненормального режима работы могут быть внешние, не требующие ремонта самой машины, и внутренние, связанные с повреждением каких-либо частей машины, требующих ремонта.
К числу внешних причин относятся:
1) перегрузка машины;
2) пониженное или повышенное напряжение сети (для двигателей) или число оборотов (для генераторов);
3) обрыв питающих проводов (например, одной фазы трехфазной системы или питания обмотки возбуждения у двигателей постоянного тока);
4) неисправность аппаратуры управления и пуска;
5) высокая температура окружающей среды, содержание в этой среде пыли, влаги, вредных для машины паров, газов и т. д.

Внутренние причины неисправности — повреждение частей электрической машины — являются обычно следствием указанных выше ненормальных условий работы или результатом несвоевременной и некачественной профилактики. Реже встречаются случаи, когда повреждение является следствием некачественных материалов (например, изоляции проводов), некачественной технологии изготовления или несовершенства конструкции. Повреждения в соответствии с теми функциями, которые выполняют в электрической машине различные материалы и конструктивные элементы, могут быть разбиты на следующие группы:
I. Повреждения изоляции: уменьшение сопротивления изоляции, разрушение (пробой) изоляции между витками, между пластинами коллектора, между листами активной стали, разрушение (пробой) корпусной изоляции (т. е. изоляции относительно корпуса машины).
II. Повреждения токоведущих частей: ухудшение соединений паек, контактов (т. е. увеличение их переходного сопротивления), обрывы, замыкание между токоведущими частями (из-за некачественной изоляции), трещины в стержнях и кольцах короткозамкнутых обмоток (беличьих клеток, демпферных клеток).
III. Повреждения магнитопровода: ослабление прессовки, замыкание между листами и выгорание части листов (из-за неисправности изоляции), ослабление полюсных болтов, креплений полюсов.
IV. Повреждения трущихся частей:
а) узлов токосъема коллекторов, контактных колец— потеря цилиндричности, биение, разрушение рабочей поверхности—подгар, оплавление, механический износ;
б) подшипников — разрушение трущихся поверхностей, поверхностей качения, деталей подшипников.
V. Повреждения механических частей: искривления, трещины, поломки валов, повреждение шеек валов, трещины в стойках и т. д. К этой же группе следует отнести неуравновешенность вращающихся частей — разбалансировку, которая приводит к вибрации и появлению шума. (Следует иметь в виду, что вибрация может быть и следствием электромагнитной несимметрии в машине в результате, например, замыкания между витками в какой-либо обмотке или большой несимметрии в воздушном зазоре.)

Наиболее подвержены износу и выходу из строя трущиеся части и изоляция.

Для обнаружения причин неисправностей электрических машин приводятся табл. В-1, В-2 и В-3, в которых неисправности, их причины и способы выявления помещены в систематической последовательности.

Если установлено, что неисправность является следствием внутренних причин и необходим ремонт, то второй задачей является окончательное определение места, характера и причины повреждения. Способы обнаружения неисправностей деталей электрической машины и причин, их вызывающих, приведены в разделах, посвященных ремонту этих деталей.

Назад, на страницу описания