www.mexanik.ru

ВВЕДЕНИЕ

Военное руководство агрессивного блока НАТО придает воздушной разведке большое значение в обеспечении успеха боевых действий всех видов вооруженных сил. Одним из основных тактико-технических требований, предъявляемых к аппаратуре воздушной разведки, является обеспечение выполнения задач в любых метеорологических условиях, днем и ночью. Широкое использование в ВВС стран НАТО при ведении всепогодной разведки находят радиолокационные станции.

Самолетные радиолокационные станции (РЛС) панорамного обзора использовались для обнаружения наземных объектов еще со времен второй мировой войны. В отличие от большинства других разведывательных средств они обеспечивают всепогодное наблюдение земной поверхности и объектов. Однако вследствие низкой угловой разрешающей способности такие РЛС не позволяли получать детальные радиолокационные изображения, необходимые для воздушной разведки. На экране РЛС оператор наблюдал лишь отдельные пятна, соответствующие крупным населенным пунктам, мостам, кораблям и т. п.

Только в последнее время благодаря разработке радиолокационных станций бокового обзора (РЛС БО) стало возможным получать высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности и объектов, сравнимые по детальности с аэрофотоснимками.

Наряду с возможностью получения детальных радиолокационных изображений, независимо от метеоусловий и естественной освещенности земли, РЛС БО обладают целым рядом других важных особенностей: возможностью наблюдать районы, расположенные на значительном удалении от самолета, способностью одновременного обзора широкой полосы местности, возможностью наблюдения объектов, невидимых в оптическом диапазоне волн, а также выделения движущихся целей.

РЛС БО позволяют вести разведку мест сосредоточения военной техники (танков, автомашин и т. п.), отдельных движущихся объектов, железнодорожных путей и шоссейных дорог, аэродромов и самолетов, находящихся на них [4]. РЛС БО, например, активно использовались американской авиацией во время боевых действий в Юго-Восточной Азии, Кроме того в настоящее время, по данным иностранной печати, РЛС БО используются для картографирования местности, ведения инженерной и геологической разведки, определения ледовой обстановки, составления карт растительности и снежного покрова, обнаружения нефтяных пятен на море и т. п.

Существующие РЛС БО делятся на два типа. В радиолокационных станциях первого типа используется длинная вдольфюзеляжная антенна. Примером такой станции может служить РЛС AN/APS-94 фирмы Motorola, США. Ее антенна размещается в подвесном контейнере самолета OV-1D сухопутных войск США. Благодаря большой длине антенны станция имеет достаточно высокую разрешающую способность (30 м по дальности и 116 м по азимуту на расстоянии 15 км) и позволяет получать высококачественные радиолокационные изображения на небольших дальностях. Самолет с такой станцией применяется для ведения тактической воздушной разведки, геологических исследований и проводки судов во льдах [16].

Радиолокационные станции второго типа имеют небольшую антенну и позволяют получать высокое разрешение, не зависящее от дальности обзора, в результате специальной обработки отраженных от местности сигналов (синтезирования апертуры антенны РЛС). Примером радиолокационной станции с синтезированной (искусственной) апертурой может служить РЛС AN/APQ-102A фирмы Goodyear, США. Указанная РЛС установлена, например, на самолете RF-4B и имеет разрешение 13 м по дальности и азимуту на расстоянии 36 км [16]. Совершенствованию таких РЛС за рубежом уделяется значительное внимание. Полагают, что разрабатываемая РЛС AN/UPD-X будет обладать разрешающей способностью 3 м по всем координатам и дальностью действия до 150 км.

Все числовые примеры тактико-технических параметров рассматриваемых РЛС БО предназначены для иллюстрации основных положений теории.

Назад, на страницу описания