www.mexanik.ru

ВВЕДЕНИЕ

Процесс каталитического крекинга применяется в промышленности главным образом для производства из керосиновых и соляровых дестиллатов автомобильного бензина высокого качества. Во многих случаях из бензинов каталитического крекинга получают после их дополнительной обработки основной товарный компонент авиационного бензина — так называемый базовый бензин.

Легкие побочные продукты крекинга — бутан-бутиленовая и пропан-пропиленовая фракции — представляют собой ценное сырье для производства как весьма важных компонентов авиационных и автомобильных бензинов, так и нефтехимических продуктов. Бутан-бутиленовая фракция является сырьем для алкилирующих и полимеризационных установок; из бутиленов и изобутана на алкилирующих установках получают авиационный алкилат, входящий в состав высококачественных авиабензинов. Пропан и пропилен перерабатывают в этилен и спирты, а нормальный бутан в бутадиен и т. д.

При каталитическом крекинге керосино-соляровых дестиллатов получается больше ценных продуктов и лучшего качества, чем при термическом крекинге. Этим объясняется широкое и быстрое распространение каталитического крекинга в нефтеперерабатывающей промышленности.

За последние десять лет на нефтеперерабатывающих заводах построено и введено в действие большое число установок каталитического крекинга разной мощности с пропускной способностью от нескольких сотен тонн сырья в сутки до крупных производственных единиц мощностью в несколько тысяч тонн сырья в сутки. Эти установки имеют продолжительные рабочие пробеги и довольно быстро выводятся на нормальный режим, который легко регулируется при изменении качеств сырья, катализатора, и т. д.

Современные промышленные процессы каталитического крекинга возникли не сразу. При их разработке были преодолены значительные трудности и разрешены многочисленные вопросы. К основным из них относились: подбор активных, стойких и достаточно легко регенерируемых катализаторов; разработка конструкций реакторов для проведения процесса крекинга углеводородов; создание регенераторов для выжига кокса, отлагающегося
при крекинге в порах твердых частиц катализатора; подбор устройств для транспортировки и непрерывной циркуляции катализатора между реактором и регенератором, а также устройств для улавливания катализаторной мелочи, уносимой рабочими потоками; выбор метода и конструкций для отвода больших количеств тепла, выделяющегося при сжигании кокса на катализаторе, и разработка мероприятий по предохранению последнего от перегрева и порчи. Наряду с внедрением в промышленность процесса каталитического крекинга были также разработаны методы массового производства катализаторов для этого процесса и построены катализаторные фабрики.

На первом этапе развития каталитического крекинга на заводах сооружались установки с неподвижным слоем катализатора в реакторах периодического действия. При работе необходимо часто переключать их с одной операции (крекинга) на другую (регенерацию). Такая система получила название крекинга с неподвижным слоем катализатора.

Современные системы крекинга с циркуляцией катализатора по конструктивному оформлению коренным образом отличаются от системы крекинга с неподвижным слоем катализатора. Современные установки с непрерывно действующими реакторами и регенераторами не только дешевле установок прежних конструкций, но и более гибки в эксплуатационном отношении. На таких установках процессы крекинга углеводородов и регенерации катализатора могут проводиться как в мягких, так и в жестких температурных условиях, а активность поступающего в реактор катализатора может непрерывно поддерживаться на одном и том же желательном уровне путем ввода в систему свежего катализатора.

Назад, на страницу описания