www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Пневматический транспорт сыпучих материалов представляет собой один из наиболее прогрессивных способов внутри- и межцеховых перемещений, широко применяющихся почти во всех отраслях народного хозяйства. Его преимущества — герметичность перемещения, гибкость трасс, возможность полной автоматизации процесса, небольшие капитальные затраты на строительство, лучшие, по сравнению с конвейерным транспортом, санитарно-гигиенические условия труда — позволяют ему конкурировать с ним, а иногда делают его просто незаменимым, например, при перемещении токсичных и дорогостоящих сыпучих материалов.

В последние годы пневматический транспорт находит все большее распространение в технологии, связанной с тепло- и массообменными процессами, такими как катализ, пиролиз, сушка и т. п.

Несмотря на это, расширение зоны использования пневмотранспорта в промышленности осуществляется недостаточно быстро и крайне неравномерно по различным ее отраслям. Прежде всего это относится к химической промышленности, так как по объему транспортируемых материалов и разнообразию их физико-механических свойств она не имеет себе равных. Именно эти причины и определяют те трудности, с которыми приходится сталкиваться проектировщику пневмотрапспортной установки для материала, не перемещавшегося ранее с помощью пневмотранспорта.

Исследовательские группы отраслевых институтов, функции которых состоят в выдаче практических рекомендаций непосредственным разработчикам промышленных систем, не поспевают за нуждами химической промышленности и, естественно, не могут обеспечить их надежными данными. По этой причине расчеты ведутся с неоправданно большим запасом. Завышение расходов газа и его давления приводит к росту энергоемкости установок, ускоряет износ трасс основного оборудования, затрудняет очистку отработанного газа от пыли. Наконец, подобная методика проектирования приводит к снижению надежности работы пневмотранспортных установок, к условиям эксплуатации их на неустойчивых режимах, приводящих к образованию в трубопроводе так называемых завалов, т. е. пробок из уплотненного сыпучего материала. Такие аварии могут приводить к длительным простоям не только пневмотранспортной установки, но и всей технологической линии. Известны случаи, когда промышленную установку так и не удавалось вывести на рабочий режим из-за непрекращающихся завалов

Существующее положение в основном объясняется отсутствием в нашей стране единой организации, занимающейся выдачей квалифицированных рекомендаций по расчету и проектированию установок пневматического транспорта. В этой связи отраслевым институтам и промышленным предприятиям не обойтись без вынужденной самодеятельности в вопросах изготовления и комплектации пневмотранспортных установок, выяснения оптимальных режимов их работы, особенностей экспуатации.

Необходимо отметить, что в такой, например, отрасли, как цементная промышленность, подобный сугубо эмпирический подход привел к положительным результатам. Однако объясняется это спецификой производства и потребления цемента, связанной с однообразием транспортных операций, а также единством физико-механических свойств различных марок цемента, определяющих пневмотранспортный процесс. Разнообразие же пневмотранспортных операций и разнородность транспортируемых материалов в химической промышленности ставят непреодолимые экономические барьеры на пути развития практики пневмотранспорта.

Очевидно, что только понимание физической сути явлений, лежащих в основе пневмотранспортных процессов, может привести к перерастанию количества информации в качество и позволит поэтапно решать практические задачи.

В связи с этим основная задача, которая ставилась автором при написании этой книги, — показать особенности гидродинамики двухфазной среды в условиях пневматического транспорта не в описательном, а конструктивном виде, и на этой основе дать подход к расчету пневмотранспортных систем и выбору основного оборудования с учетом существующих трудностей и нерешенных проблем.

Учитывая ограниченный объем книги, автор счел необходимым осветить только те вопросы, которые не затрагивались в должной мере в опубликованных монографиях. Данную работу следует принимать как дополнение к книгам А. Я. Малиса (Пневматический транспорт сыпучих материалов при высоких концентрациях.— М.: Машиностроение, 1969), И. М. Разумова (Пневмо- и гидротранспорт в химической промышленности. — М.: Химия, 1979), справочник А. А. Воробьева и др. (Пневмотранспортные установки. — Л.: Машиностроение, 1969), А. М. Дзядзио (Пневматический транспорт на зерноперерабатывающих предприятиях. — М.: Заготиздат, 1961, с. 328), Голобурдина А. И. и Доната Е. В. (Пневмотранспорт в резиновой промышленности, М.: Химия, 1983).

Автор пользуется возможностью выразить благодарность В. Н. Соколову, А. М. Меньшикову, Н. А. Ажищеву, В. В. Казанцеву, В. Т. Кривому и Ю. Н. Муравьеву, принимавшим участие совместно с автором в изучении процессов пневматического транспорта, а также рецензенту проф. О. М. Тодесу за ряд полезных замечаний.

Назад, на страницу описания