www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание современной техники с высоким уровнем надежности и требуемым ресурсом — сложная и актуальная задача. Ее решение осложнено необходимостью снижения массы и стоимости машиностроительных изделий. В связи с этим направления повышения надежности деталей машин различны, но среди них совершенствование и разработка технологических способов — несомненно перспективны.

В отечественной и зарубежной практике машиностроения надежность деталей машин, эксплуатируемых при нормальных условиях, повышают методами, которые стали традиционными: пластическое деформирование, термомеханическая и химико-термическая обработка. Однако необходимость решения сложных проблем современности, освоения океана и космоса, разработки природных ресурсов в различных районах страны требует создания новых машин и аппаратов, изыскания прогрессивных технологических способов повышения надежности деталей, так как традиционные методы их упрочнения не всегда эффективны, особенно в случаях, когда детали машин испытывают влияние специфических факторов окружающей среды (морской воды, вакуума, ионизирующих излучений, высоких или низких температур, агрессивных сред и др.). В этих случаях для повышения надежности деталей машин, в частности узлов трения, используют композиционные материалы или покрытия. Выбор способа нанесения покрытия весьма ограничен. В настоящее время для уменьшения коэффициента трения успешно применяют твердые смазочные покрытия на смолах, смазочные пленки, полученные фрикционным способом, вакуумным напылением, сульфидированием поверхности или электрофорезом.

Успешно развивается технология электроосаждения композиционных гальванических покрытий (КГП). Это — покрытия многоцелевого назначения. Суть метода осаждения КГП заключается в том, что вместе с металлом из гальванической ванны на детали осаждают различные порошки: оксиды, карбиды, бориды или сульфиды, а также порошки полимеров, металлов и др. Включение дисперсных материалов в металлическую матрицу значительно изменяет свойства покрытий, а главное — в десятки раз повышает их износостойкость, антифрикционные характеристики, термическую и коррозионную стойкость, что создает предпосылки для широкого применения покрытий в самых разнообразных устройствах. Практические примеры реализации технологии осаждения КГП показали, что гальванические покрытия с дисперсной фазой обладают уникальными свойствами и могут быть использованы для решения разнообразных задач. Метод отличается такими преимуществами, как сравнительная простота нанесения покрытий непосредственно на детали, низкая себестоимость, возможность автоматизации технологического процесса, незначительное влияние покрытий на свойства материала деталей.

Однако широкое внедрение КГП в практику машиностроения и ремонтного производства сдерживается из-за ограниченности сведений по технологии нанесения, физико-механическим свойствам, структуре и износостойкости покрытий, отсутствия методов расчета и прогнозирования состава покрытий и др. Основываясь на результатах теоретических разработок, практических работ по получению и исследованию композиционных покрытий разных типов, автор книги значительно восполняет указанный пробел. В книге уделено значительное внимание разработке основ технологии электроосаждения композиционных покрытий, показано влияние концентрации суспензии и параметров технологического режима на внедрение частиц в покрытия и их свойства, приведены параметры режимов осаждения композиционных покрытий многих типов, описаны способы получения и области применения КГП. Определены основные пути решения сложнейших вопросов, связанных с совместным осаждением металла и дисперсной фазы, установлены кинетические зависимости процесса осаждения покрытий из электролитов-суспензий, учитывающие влияние разнообразных факторов, технологического процесса на состав покрытий, разработаны принципы научно обоснованного выбора параметров технологического режима осаждения и прогнозирования состава покрытий, решены другие вопросы, открывающие широкие возможности для развития порошковой гальванотехники. В этом заключается ценность предлагаемой читателю книги. Не вызывает сомнения, что порошковая гальванотехника послужит ускорению темпов научно-технического прогресса в различных отраслях промышленности.

Лауреат Государственной премии СССР,
д-р техн. наук, проф. В.В. Кудинов

Назад, на страницу описания