www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

В решениях XXIII съезда КПСС отмечается, что одной из важнейших задач, стоящих перед промышленностью, является увеличение надежности и долговечности машин, приборов и оборудования.

В любой области народного хозяйства, где применяются машины, механизмы и приборы, задачи повышения их надежности и долговечности являются первоочередными.

Потери от простоев, затраты на ремонт и изготовление запасных деталей с развитием производства неизбежно увеличиваются.

С развитием новой техники выдвигаются принципиально новые требования к работе узлов трения, связанные с функционированием в условиях вакуума, высоких и низких температур, агрессивных сред и т. п. Почти нет предприятий, технических научных и учебных учреждений, где бы не занимались вопросами надежности и повышения сроков службы эксплуатируемой и создаваемой техники. Повышение надежности и долговечности машин, механизмов и приборов имеет общегосударственное значение. Основное место в этой сложной и комплексной проблеме занимают вопросы трения, смазки и износа.

Плановый характер народного хозяйства и неограниченные возможности развития науки в СССР позволяют построить обоснованную и эффективную систему мероприятий для решения следующих главных задач: развития всесторонних научных исследований природы трения, смазочного действия и износа; разработки и широкой реализации практических методов повышения износостойкости, антифрикционности и фрикционности с помощью конструктивных, технологических и эксплуатационных средств.

Вопросы трения, смазки и износа в связи с отсутствием достаточно глубоко разработанных научных основ в практике, как правило, решаются путем экспериментального подбора материалов, смазочных сред, режимов нагружения и т. п. Научно-теоретические представления в этой важной области во многом противоречивы.

В настоящей книге поставлена задача изложения вопросов трения, смазки и износа как единой научной проблемы, построенной на классических представлениях естественных наук и широком использовании положительного опыта практики. Теоретические представления развиты на основе фундаментальных законов термодинамики, минимальных принципов, физики твердого тела, физико-химии поверхностных явлений. Физические модели процессов построены с учетом реального строения материалов и физико-химических свойств рабочих сред. Впервые для анализа и объяснения трения, смазочного действия и износа металлов привлечена теория дислокаций. Основой разрабатываемой теории являются представления о нормальном, теоретически неизбежном и практически допустимом механохимическом процессе трения и износа. Смазочное действие рассматривается как основное средство управления этим процессом. Рассмотрены условия возникновения недопустимых явлений повреждаемости, достаточно распространенных в практике. На основе разработанных положений и закономерностей рассмотрены конструкционные, технологические и эксплуатационные средства повышения надежности, долговечности, фрикционности и антифрикционности машин.

Основой книги являются теоретико-экспериментальные и прикладные работы автора, проводимые в течение последних 25 лет им лично, а также совместно с аспирантами, докторантами и сотрудниками.

Автор выражает благодарность И. Г. Носовскому, О. В. Шульге, В. М. Гайдучок и К. М. Костецкой за большую помощь в подготовке рукописи к изданию.

Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: Киев, 4, Пушкинская, 28, издательство «Техника».

Назад, на страницу описания