www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современные механизмы с зубчатыми передачами работают при повышенных скоростях и нагрузках, в связи с чем возрастает их динамическая напряженность. Зубчатое зацепление является характерным источником возникновения колебаний, поэтому процессам возбуждения колебаний в механизмах с зубчатыми передачами посвящаются теоретические и экспериментальные исследования.

Наряду с изучением процессов возникновения колебаний в механизмах с зубчатыми передачами значительное внимание в исследованиях уделяется совершенствованию расчетных динамических моделей. Обусловлено это тем, что современные механизмы с зубчатыми передачами, например планетарные механизмы, обладают элементами как с сосредоточенными, так и с распределенными упругими и инерционными параметрами. Это определяет необходимость как дальнейшего широкого использования вычислительной техники при расчете колебаний таких механизмов, так и поиска новых методов расчета их виброакустических характеристик.

Наконец, колебания механизмов с зубчатыми передачами в значительной степени зависят от степени дисимметрии нагружения зацеплений, обусловленной погрешностями изготовления и монтажа элементов. В связи с этим продолжаются поиски приближенных методов оценки статической нагруженности зубчатых зацеплений в условиях ограниченной точности их изготовления и монтажа.

В настоящий сборник включены статьи, посвященные исследованию различных аспектов проблемы колебаний механизмов с зубчатыми передачами. По своему содержанию они могут быть разделены на три группы.

Первая группа статей посвящена изучению колебаний планетарных механизмов. Формулируются задачи динамики планетарных механизмов, намечаются пути и методы их решения, приводятся решения некоторых из них. Изучаются особенности возбуждения колебаний, оцениваются демпфирующие силы в планетарных механизмах; излагается методика расчета их вынужденных колебаний. Приводится методика исследования совместного деформирования элементов подвески эпицикла с учетом проскальзывания между зубьями муфт; излагается метод расчета колебаний соединительной муфты планетарных механизмов обеспечивающей связь эпицикла с сопряженными деталями механизма.

Вторая группа статей посвящена исследованию колебаний механических систем. Оценивается устойчивость чувствительных элементов автоматических балансировочных систем; совершенствуется система измерения траектории движения элементов с помощью токовихревых датчиков; анализируются методы и средства контроля вибраций подшипников качения. Приводятся результаты исследований виброакустических характеристик зубчатых передач с упругими опорами, коробки скоростей фрезерного станка, излагается последовательность динамического расчета волновых передач. Ряд статей этой группы посвящен оценке механических сопротивлений пространственных колебательных систем и их виброизоляции.

Третья группа статей посвящена изучению дисимметрии нагружения зубчатых зацеплений, существенно влияющей на характер возмущающих сил, действующих в механизмах с зубчатыми передачами. Изложен метод расчета статической нагруженности зацеплений, имеющих ограниченную точность изготовления и монтажа элементов, при наличии дискретных и распределенных связей, имитирующих жесткость соответственно зубьев и ободьев зубчатых колес; изложена методика расчета нагруженности зубьев муфт, работающих в условиях перекоса осей, с учетом непостоянства жесткости зубьев муфт по их длине; приведены результаты экспериментальных исследований параметров контакта зубьев колес и муфт при перекосе их осей. Предложена и экспериментально проверена модель зуба колеса, при расчете жесткости учитывающая его ограниченные размеры; приведены результаты экспериментальных исследований жесткости модели зуба зубчатого колеса.

Назад, на страницу описания