www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многолетний опыт работы в области электромашиностроения показывает, что зачастую специалисты этой отрасли, особенно молодые, испытывают затруднения в вопросах устройства, теории и работы обмоток электрических машин. Между тем недостаточное внимание к этой наиболее сложной и наиболее уязвимой части электрической машины, которая без всякого преувеличения практически полностью определяет качество машины и ее поведение во время работы, способно привести и действительно приводило неоднократно к тяжелым авариям даже наиболее крупных машин. Правда, эти аварии большей частью не носят характера внезапной катастрофы, но тем не менее требуют крупного ремонта или даже реконструкции обмотки, а иногда и машины в целом, что всегда связано с большими материальными затратами.

Причиной этого, с одной стороны, является невозможность уделить обмоткам достаточное внимание в учебных курсах из-за общей перегруженности учебных программ, а с другой — отсутствие систематических руководств в данной области. Между тем необходимость в таких руководствах всегда ощущалась, свидетельством чего нужно считать создание таких капитальных трудов в области обмоток, как книги Е. Арнольда, Р. Рихтера, М. Лившица-Гарика, а в более близкое нам время — Я. Кучеры и Й. Гапля. Однако эти издания уже не отражают современного состояния данного вопроса, так как и электромашиностроение в целом, и техника обмоточного производства в частности, оказывающая чрезвычайно заметное влияние на типы и формы обмоток электрических машин, значительно изменились.

Что касается отечественной литературы, то существующие в настоящее время книги по обмоткам электрических машин ориентированы на средний и младший технический персонал и посвящены в большей степени техническому выполнению обмоток, нежели их теории и критическому рассмотрению устройства, а число статей в периодической печати незначительно и, как правило, они рассматривают узко ограниченные вопросы.

Задачей настоящей книги является восполнить этот пробел с учетом современных решений, особенно в области крупного энергетического электромашиностроения, достигшего в последние десятилетия значительных успехов. При этом вопросам технологии и материаловедения в области обмоток уделяется внимание только в той степени, в которой они могут влиять на устройство обмоток и вытекающие из него электрические и электромагнитные свойства.

Существует мнение, что руководство по обмоткам должно содержать готовые схемы, которые в крайнем случае могут быть подправлены и приняты к исполнению. И действительно, некоторые из капитальных трудов в значительной степени являлись скорее альбомами типовых схем, нежели руководствами по устройству, теории и работе обмоток. Однако никакой альбом не в состоянии быть исчерпывающим, так как разнообразие схем со всеми возможными их вариантами практически беспредельно. Вместо этого данная книга ставит себе целью дать такие сведения об обмотках, которые позволили бы составлять любую схему и при этом отчетливо представлять те свойства, которыми будет обладать обмотка.

При такой постановке вопроса и ограниченности объема книги очень важно очертить границы рассматриваемых вопросов, особенно когда дело касается самого сердца электрической машины — ее обмотки, теснейшим образом связанной со всеми прочими ее частями, в первую очередь активными. В качестве такой границы здесь принят переход от магнитодвижущей силы к создаваемой ею индукции магнитного поля; за ним открывается широчайшее поле вопросов, охватить которые в достаточной степени мог бы только многотомный труд.

Все рассматриваемые здесь вопросы иллюстрируются самыми простыми примерами, однако достаточными для детального изучения; во многих случаях такие примеры сами по себе не могут быть реальными схемами обмоток, но переход к действительным исполнениям неизменно является только количественным при полной строгости качественного рассмотрения вопроса.

Как правило, в книге рассматриваются наиболее общепринятые современные формы обмоток, но не различные частные случаи и специализированные исполнения, век которых большей частью очень ограничен; но наряду с этим достаточное внимание уделено тем формам, которые в прошлом являлись доминирующими: история техники учит, что нередко приходится возвращаться к формам, которые, казалось бы, изжили себя.

Приводимый список литературы, разделенный по главам книги, отнюдь не претендует на исчерпывающую полноту; в него включены источники, которые рассматривают данный вопрос либо более подробно, чем это представлялось возможным сделать в книге, либо с других позиций. Поэтому некоторые источники упоминаются в нем более одного раза.

Автор приносит благодарность рецензентам — профессору, доктору технических наук В. В. Фетисову и члену-корреспонденту АН СССР Я. Б. Данилевичу за ряд полезных советов, а также Центральному правлению Научно-технического общества энергетики и электротехнической промышленности за помощь, способствовавшую выпуску этой книги.

Замечания и пожелания по книге просьба направлять по адресу: 191065, Ленинград, Д-65, Марсово поле, д. 1, Ленинградское отделение Энергоатомиздата.

Автор

Назад, на страницу описания