www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Холодная штамповка является одним из наиболее прогрессивных способов получения деталей. В последнее время она нашла широкое применение во всех отраслях машино- и приборостроительной, радиотехнической, электронной и металлообрабатывающей промышленности. Особенно большой удельный вес она приобрела в производстве автомобилей и самолетов: 65—75% автомобильных деталей самых разнообразных форм и размеров изготовляются холодной штамповкой из листового материала и из объемных заготовок. В производстве металлических предметов широкого народного потребления процент штампуемых деталей в холодном состоянии по многим изделиям доходит до 95—98.

Однако экономическая целесообразность использования холодной штамповки в значительной мере определяется стоимостью штампов, приходящейся на единицу изделия, величина которой в основном обусловливается их стойкостью.

Высокая стойкость штампов является основным условием рентабельности работы штамповочных цехов. Она в значительной степени определяет себестоимость и качество штампованных изделий, а также более эффективно обеспечивает точность их изготовления. Первоначальные расходы на штамповочный инструмент составляют около 15%, а на некоторых заводах достигают 25% от общей себестоимости продукции. Если же учесть расходы на содержание штамповочного инструмента в процессе эксплуатации и на возобновление его рабочих частей, то это процентное соотношение еще больше возрастет.

Пониженная стойкость штампов вызывает и другие потери на производстве, выражающиеся в простое из-за частой смены штампов, в нарушении ритма работы прессов вследствие частых перерывов, а также в увеличении стоимости переналадок штампа и пресса. Увеличение стойкости штампов повышает производительность труда и культуру производства в холодноштамповочных цехах. В книге изложены основные факторы, влияющие на стойкость штампов. Поскольку основным из них являются конструктивные особенности штампов, то этому вопросу авторы уделили наибольшее внимание.

В большой степени стойкость штампов зависит от правильно выбранного материала и условий его термообработки, поэтому в зависимости от характера операции, формы и размеров штампуемой детали и свойств материала, из которого изготовляется деталь, приведены соответствующие рекомендации по выбору материала штампов.

В отдельные главы (см. гл. IV, VIII) выделены твердосплавные штампы, которые в последнее время находят все большее применение, однако из-за недостаточного учета специфических особенностей конструкции штампов и способов изготовления их на практике не удается полностью реализовать максимально возможную стойкость штампов, на что в книге обращается особое внимание и приводятся рекомендации, способствующие повышению их стойкости.

В гл. V рассмотрены штампы и материалы, применяемые для изготовления деталей в мелкосерийном производстве. В гл. X приведены методы расчета и нормы стойкости штампов до переточки или до ремонта, а также и до полного износа их и даны соответствующие рекомендации и мероприятия по повышению стойкости штампов. В гл. XI приведены методы расчета и нормы трудоемкости изготовления штампов.

Выполнение приведенных в книге рекомендаций дает возможность значительно повысить стойкость штампов, а следовательно, сэкономить дорогостоящие и дефицитные штамповые стали, увеличить производительность труда и улучшить условия работы штамповочных цехов, что будет способствовать выполнению поставленных перед нашей промышленностью в девятом пятилетии грандиозных задач. Необходимо отметить, что многие вопросы и рекомендации, рассмотренные в книге применительно к штампам для холодной штамповки, могут быть использованы и для штампов горячей штамповки.

Главы I—III, V—VII, IX—X и п. 31—32 гл. VIII написаны канд. техн. наук доц. М. Е. Зубцовым; главы IV и VIII — инж. В. Д. Корсаковым. Глава XI написана авторами совместно.

В связи с утверждением нового государственного стандарта «Международная система единиц СИ» (ГОСТ 9867—61) в данной книге для удобства пользования наряду со старой системой приводится и новая.

Назад, на страницу описания