www.mexanik.ru

ВВЕДЕНИЕ

В нашей стране, как и во всем мире, с каждым годом возрастает количество автомобилей различных типов и различного назначения. Автомобиль за свою столетнюю историю развития стал привычным предметом окружающей среды и проник в отдаленные уголки земного шара. Над созданием современных серийных автомобилей трудятся большие коллективы ученых, конструкторов, техников и рабочих. На земном шаре выросли гиганты автомобильной промышленности, оснащенные современным оборудованием и использующие современную технологию. Автомобиль стал одним из основных видов массовой продукции.

В то же время на дорогах среди серийно выпускаемых автомобилей все чаще стали встречаться машины, изготовленные отдельными самодеятельными конструкторами. Первоначально появление таких автомобилей вызывало критические замечания. Противники этого полезного и увлекательного вида технического творчества приводили различные доводы. Они говорили, что такие автомобили не смогут отвечать современным техническим и эстетическим требованиям, будут менее надежными, вид их будет диссонансом на фоне серийно выпускаемых автомобилей.

Однако технический прогресс и техническое творчество людей остановить невозможно. Любители-автоконструкторы продолжали работу над созданием новых, оригинальных конструкций своих автомобилей. И часто эти модели стали соперничать с заводскими конструкциями, а в некоторых случаях по отдельным элементам опережать развитие конструкции серийно выпускаемых моделей. К тому же эксплуатация таких автомобилей показала достаточную их надежность. Для упорядочения этого вида технического творчества и обеспечения законности использования самодельных машин на наших дорогах журнал «Техника — молодежи» совместно с ГАИ в 1957 году разработали технические условия на изготовление конструкций самодельных автомобилей. А в 1964 году в «Правилах регистрации и учета автотранспорта» были перечислены требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам. В 1965 году Государственный комитет автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения при Госплане СССР утвердил новые «Технические требования к микролитражным автомобилям и мотоколяскам, изготовленным в индивидуальном порядке», что узаконило существование самодельных автомобилей и во многом определило их конструктивное развитие. Впоследствии, в 1981 году, эти технические требования были пересмотрены. Наконец, с 1987 года стали действовать новые технические требования к самодельным автомобилям.

Описания конструкций самодельных автомобилей стали появляться на страницах журналов «Техника — молодежи», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «За рулем» и в других видах периодической печати. Для популяризации этого технического вида творчества журнал «Техника — молодежи» и ЦК ДОСААФ почти ежегодно стали проводить автопробеги самодельных автомобилей. В 1970 году в издательстве ДОСААФ вышла книга «Автомобиль своими руками». Небольшой тираж сразу же сделал эту книгу библиографической редкостью.

Несмотря на то, что описания конструкций уже более четверти века публикуются в журналах, читатели этой книги в своих письмах просили издать нечто вроде справочного пособия, к которому можно было бы обратиться при разработке конструкции самодельного автомобиля. Так возникла необходимость издания такого справочного пособия, отражающего развитие самодеятельного конструирования автомобилей в нашей стране.

По замыслу авторов и издательства, предлагаемая книга должна оказать некоторую помощь самодеятельным конструкторам, не имеющим специального образования. В книге не будет рекомендаций по созданию какой-то конкретной конструкции всего автомобиля либо отдельных его частей. Учитывая ее справочный характер, упор сделан на рассмотрение отдельных конструк­тивных решений, которые могут быть использованы в самодея­тельных конструкциях или при анализе существующих узлов и которые были уже использованы в изготовленных любителями автомобилях. Так как книга предназначена для широкого круга читателей, в ней приводятся небольшие теоретические обоснования выбора конструкции как автомобиля в целом, так и отдельных агрегатов. Приводятся и некоторые перспективные направления в развитии самодеятельных средств передвижения. Все это должно дать пищу для размышления при создании своей оригинальной конструкции автомобиля.

В последние годы любительское автостроение, называемое иногда сам авто, получает все больший размах. Создаются кружки, активно работают клубы самодеятельных автоконструкторов. Один из таких клубов есть и в г. Калинине. Членами этого клуба являются и авторы этой книги. Клуб объединил в своем составе любителей различных возрастов и профессий. Здесь и учащиеся ПТУ, средних школ, художники, преподаватели и научные работники. Члены клуба участвуют в выставках, пробегах, привлекая в свои ряды новых членов.

Создавая книгу, авторы предполагают, что тот, кто собирается строить свой автомобиль, уже знаком с его устройством, владеет навыками слесарных, сборочных работ, знает технологию обработки. Поэтому в справочном пособии нет описания конструкций стандартных узлов и агрегатов, советов по технологии изготовления, а также по вождению автомобиля.

Рассматриваемые в книге примеры конструкций разработаны самодеятельными автоконструкторами и опубликованы в периодической печати. Описание стандартных узлов автомобилей читатель может найти в специальной литературе по автоделу. Список такой литературы приводится в приложении.

Несмотря на то, что самодельное автостроение достигло значительных успехов и конструкции отдельных любителей состязаются с серийно изготовленными автомобилями, существует большая армия занимающихся техническим творчеством, которые собирают свои машины из деталей старых мотоциклов и автомобилей. Предлагаемая книга и предназначена в основном для начинающих автоконструкторов и в ней приведены сведения и характеристики агрегатов, не выпускаемых в настоящее время, а также современных автомобилей.

Назад, на страницу описания