www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

В отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду коммунистической партии Советского Союза товарищ Л. И. Брежнев подчеркнул, что «Основа основ научно-технического прогресса — это развитие науки. Но широко распахнуть двери для нового может прежде всего машиностроение. То передовое, что создает научная и инженерная мысль, машиностроение призвано без промедления осваивать, воплощать в высокоэффективные, надежные машины, приборы, технологические линии» [1].

Технический прогресс — это новая техника, это качественный переход к новым орудиям труда, предметам труда и новым формам организации производства на базе достижений науки. В связи с этим создается единая система «наука—производство», при которой наука становится непосредственно производительной силой. Внедрение научных достижений в технику, технологию, систему подготовки и повышения квалификации кадров, в организацию труда, в сферу управления производством приводит к коренным изменениям общественного производства. Ускорению технического прогресса способствует прежде всего быстрое внедрение комплексной механизации и автоматизации производственных процессов, поднимающих промышленность на новую качественную ступень развития. Поэтому главное направление технического прогресса в современных условиях — комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, техническое перевооружение промышленности и в первую очередь машиностроения.

Машиностроение — комплекс отраслей тяжелой промышленности, предназначенных для изготовления орудий труда, продукции оборонного значения, а также предметов потребления. Сегодня машиностроение производит более четверти всего объема промышленной продукции и располагает десятками тысяч заводов, конструкторских и технологических бюро, научно-исследовательских институтов. От уровня развития машиностроения зависят производительность труда и качество продукции, выпускаемой многими отраслями народного хозяйства. Машиностроение — техническая основа интенсификации материального производства и база повышения его эффективности.

По данным ЦСУ СССР, в десятой пятилетке введено в строй более 1200 крупных промышленных предприятий, осуществлены реконструкция, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий и цехов; начат серийный выпуск 3,5 тыс. наименований новых видов промышленной продукции; снято с производства свыше 1,8 тыс. наименований устаревших конструкций машин, оборудования, аппаратов, приборов и изделий.

Современное машиностроительное производство требует дальнейшего повышения квалификации и культурно-технического уровня рабочих кадров, способных управлять автоматизированными процессами, повышать качество выпускаемой продукции, поэтому непрерывно растет потребность в рабочих, владеющих профессиями широкого профиля: слесарях-сборщиках, слесарях по ремонту и наладке промышленного оборудования, слесарях-инструментальщиках по штампам и приспособлениям, наладчиках автоматических линий и рабочих других профессий, связанных с механизацией и автоматизацией производства, обладающих глубокими знаниями, умением и навыками, имеющих высокую квалификацию. Требования к квалификации слесарей, выполняющих слесарно-сборочные работы, очень велики. Они должны владеть приемами слесарной обработки и хорошо знать собираемую машину в целом, а также ее сборочные единицы.

В условиях серийного и особенно единичного производства на сборке приходится выполнять различные пригоночные ручные операции, например шабрение, притирку, припасовку и др. Слесарь-сборщик должен уметь выполнять эти и другие слесарные операции, рационально подбирать необходимый инструмент и приспособления, уметь пользоваться механизмами, с помощью которых ручной труд на тяжелых и трудоемких работах заменяется механизированным.

Слесарь-сборщик сочетает выполнение операций слесарной обработки и процессов сборки сборочных единиц, механизмов и машин.

Сборочные работы — часть производственного процесса, заключающаяся в соединении готовых деталей, сборочных единиц и агрегатов в определенной последовательности, в результате чего получают готовую машину или механизм, полностью отвечающие установленным техническим требованиям. Место и организация выполнения сборочных работ определяются характером выпускаемых изделий5 технологическим процессом, объемом производства. В единичном, мелкосерийном и крупносерийном производствах сборка производится в сборочных цехах или сборочных отделениях механосборочных цехов, в крупносерийном и массовом производствах — в конце поточных линий или в тех отделениях механических цехов, где обрабатываются детали данных -сборочных единиц. Во втором случае осуществляется принцип законченного цикла производства данной сборочной единицы, включающего механическую обработку деталей и сборку сборочной единицы; общую сборку машины выполняют в сборочном цехе.

Собранная машина или другое изделие при недостаточно точно» соединении отдельных деталей, даже если они изготовлены с заданной точностью, не будут обладать необходимыми эксплуатационными качествами и надежностью в работе, поэтому сборочные работы имеют первостепенное значение. К этому следует добавить, что и объем сборочных работ весьма значителен: например, трудоемкость сборочных работ в сельскохозяйственном машиностроении составляет 25—30 % от общей трудоемкости собранной машины, а по некоторым машинам — до 40— 50 % от общей трудоемкости.

Сборочные работы являются заключительным этапом в производственном процессе, на котором из отдельных деталей и сборочных единиц собирают готовые машины (изделия). Качество сборочных работ значительно влияет на эксплуатационные качества машины, на ее надежность и долговечность.

Назад, на страницу описания