www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Гидравлические и пневматические машины и агрегаты имеют весьма широкое, непрерывно возрастающее применение в различных отраслях техники: химическом и энергетическом машиностроении, авиации, судостроении, автомобильной промышленности и др.

При проектировании машин и агрегатов часто требуется создание новых гидравлических схем, применение новых материалов, конструкций и проведение теоретических и экспериментальных работ. Во многих случаях решающее значение имеют надежность действия и долговечность гидравлических устройств.

Уплотнительные устройства являются одним из основных элементов, от которых во многом зависит надежность действия, а также дальнейшее развитие гидравлических и пневматических машин и механизмов. Однако уплотнения являются в то же время и наиболее слабым звеном в гидравлических системах. При выходе уплотнений из строя гидравлические агрегаты становятся неработоспособными, а в отдельных случаях может появиться опасность аварии.

Как показывает опыт эксплуатации, потребность в разборке узла для замены изношенных деталей также в значительной степени определяется состоянием уплотнительных устройств.

Несмотря на весьма широкое применение уплотнений в промышленности, до последнего времени мало проведено обобщенных теоретических и экспериментальных исследований, которые необходимы конструкторам при проектировании машин.

Среди актуальных вопросов и проблем, требующих рассмотрения, необходимо отметить следующие:
1. Повышение уровня применяемых гидравлических давлений с целью значительного уменьшения веса и габаритов гидравлических агрегатов.
2. Надежность герметизации при высоких давлениях.
3. Долговечность уплотнительных устройств при высоких давлениях.
4. Исследование нагрева жидкости и гидравлического агрегата при высоких давлениях с целью обеспечения необходимого рабочего режима в течение заданного времени.
5. Уменьшение потерь энергии в уплотнениях и повышение к. п. д. гидравлических агрегатов.
6. Защита контактных уплотнений при применении высоких давлений и наличии относительного движения.
7. Возможность регулирования утечки с целью ее уменьшения при применении щелевых уплотнений.
8. Надежность герметизации при отрицательных температурах.
9. Надежность герметизации при высоких угловых скоростях валов.
10. Разработка теории смазки уплотнений и определение утечки.

В ряде случаев необходимо создание и внедрение новых материалов для уплотнений, например композиционных материалов, пластмасс, металлов и др.

Однако уровень опубликованных исследований по большинству из указанных вопросов не удовлетворяет требованиям, выдвигаемым развитием науки и промышленности.

Ниже излагаются некоторые теоретические и экспериментальные исследования автора в указанных направлениях, а также частично обобщается опыт других исследователей.

При подготовке 2-го издания книги материалы, изложенные в пп. 8—12; 16—22; пп. 25; 29—43, переработаны инженером Н. Г. Макаровым.

Назад, на страницу описания