www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Зубчатые соединения, часто называемые шлицевыми, широко распространены во всех отраслях машиностроения. Их высокая несущая способность, надежность, технологичность, особенно легкость сборки обеспечили им преимущественное распространение перед другими видами соединений валов со ступицами в первую очередь в объектах массового производства: автомобилях, станках, редукторах общего назначения и т. д.

Несмотря на столь широкое распространение шлицевых соединений и на то, что они относятся к числу ответственных элементов машин, выбор их основных параметров в большинстве случаев производится на основе условного расчета (по средним напряжениям смятия), без учета их свойств и особенностей нагрузки. Такой метод расчета до сих пор преобладает в справочной и учебной литературе, в которой зубчатым соединениям уделяется весьма мало места. Теоретических работ, посвященных зубчатым соединениям, опубликовано сравнительно немного и они в основном исследовательского плана.

Практика эксплуатации машин и экспериментальные исследования показывают, что устаревший метод расчета по средним напряжениям с применением произвольных коэффициентов неравномерности распределения нагрузки, не может служить сколько-нибудь надежным критерием для оценки несущей способности и долговечности соединения. С увеличением напряженности механических узлов несостоятельность привычных методов расчета зубчатых соединений сказывается все более резко; нередки случаи, когда ресурс машины ограничивается предельным состоянием зубчатых соединений. Встречаются отказы соединений вполне благополучных по средним напряжениям.

В свете изложенного видна необходимость внедрения методов расчета зубчатых соединений, основанных на физической сущности явлений, происходящих в соединении во время передачи им нагрузки с учетом всех его свойств.

В данном справочнике сделана попытка охватить комплекс вопросов, связанных с проектированием как собственно зубчатых соединений, так и узлов, в состав которых они входят. Приводится классификация, обзор типовых случаев применения соединений, вопросы технологичности; основное внимание уделено исследованию работы и расчету соединении при различных сочетаниях нагрузок. Так как большинство вопросов, посвященных выявлению фактической нагруженности элементов соединений, до сих пор систематически не освещалось в технической литературе, для большей части зависимостей приведены выводы с пояснением исходных физических предпосылок. Это необходимо для сознательного применения расчетных зависимостей и, по мнению авторов, должно способствовать достижению современного уровня расчетов при проектировании соединений.

По сравнению с первым изданием в это издание внесены значительные изменения. Уточнены расчетные зависимости для ряда сочетаний нагрузок; все расчетные зависимости преобразованы к виду, удобному для вычислений на наиболее распространенных типах микрокомпьютеров.

Гл. 2 дополнена сведениями о ремонте соединений. Значительно расширена гл. 6, посвященная влиянию свойств соединения на работу узла; включен параграф о динамике передачи, имеющей зубчатые соединения шестерен с валами. Гл. 7, посвященная расчетам соединений, приведена в соответствие с внедренными по 1981 г. включительно государственными стандартами.

Авторы выражают благодарность В. П. Соловьеву за оказанную им помощь при переработке гл. 2 и 5 и предоставленные им экспериментальные данные.

Назад, на страницу описания