ПРЕДИСЛОВИЕ

В книге изложен теоретический материал в виде учебной информации, определены порядок работы и последовательность действий, которые необходимо выполнить, чтобы усвоить учебный материал при очном и заочном обучении.

При очном обучении программированные занятия проводятся в классе, оборудованном специальными техническими средствами. Учебный материал книги делится на циклы продолжительностью 15—20 ч применительно к тематическим планам по соответствующим специальностям. Каждый цикл занятий содержит: вводное занятие; самостоятельную работу учащихся; лабораторные работы; контрольную проверку знаний; заключительное занятие.

Основная цель вводного занятия — подготовить учащихся к самостоятельной работе по обучающей программе. На вводные занятия следует отводить около 20 % учебного времени, а на самостоятельную работу учащихся — 40—50 %.

Рекомендуемый план вводных занятий: краткая характеристика материала всего цикла и установление его логических связей с ранее изученным материалом; перечисление задач, которые необходимо решить по ходу изучения материала; подробное объяснение узловых вопросов цикла; показ методов работы с учебным материалом; демонстрация учебных наглядных пособий; обзор учебного материала цикла с помощью специального диафильма.

Самостоятельная работа учащихся проводится по обучающей программе под руководством преподавателя. Прочитав и усвоив определенную часть материала, учащийся выполняет задания очередной контрольной карты, содержащей: краткий текст пяти заданий; варианты ответов по каждому заданию; числа кода для ввода ответов в индивидуальные пульты; указания, какие части программы следует изучить повторно в случае неправильного ответа; номера консультаций по каждому ответу.

Учащийся отвечает на вопросы, пользуясь контролирующим устройством. Только после правильного ответа на все вопросы карты он переходит к изучению следующей части информации, за которой идет новая контрольная карта.

Наблюдая за самостоятельной работой, преподаватель оказывает индивидуальную или групповую помощь учащимся.

В конце занятия преподаватель сообщает учащимся домашнее задание — решить несколько задач повышенной трудности, составить краткий конспект по пройденному материалу. Для выполнения домашнего задания наряду с обучающей программой используются учебники и сборники задач по курсу «Электротехника» для техникумов.

Лабораторные работы выполняются обычными методами после изучения соответствующего теоретического материала.

Контрольная проверка знаний имеет цель определить степень усвоения учебного материала всего цикла. На каждую контрольную проверку отводится один или два академических часа. За это время учащийся должен дать развернутые и обоснованные ответы на вопросы одной или двух контрольных карт, составленных по учебному материалу всего цикла.

Оценка контрольных проверок по циклу выставляется в классный журнал и учитывается при определении общей оценки за семестр.

На заключительном занятии подводятся итоги работы учащихся по всему циклу; излагается материал по теме, который не освещен в программе, объясняется связь пройденного цикла с содержанием последующего.

В условиях заочного обучения данная книга используется для самостоятельного изучения электротехники. В этом случае учащиеся должны работать строго по программе, выполнять все задания контрольных карт, проверять правильность своих действий с помощью консультаций, приведенных в конце программы, вести краткий конспект материала.

Работу с контрольными картами можно организовать и на ЭВМ. Схема алгоритма автоматизированной обучающей системы (АОС) на основе ЭВМ дана на рис. П. 1. В начале сеанса вводится номер урока (N), с которого начинается работа с контрольными картами. После выбора номера карты (k) формируется цикл по j из пяти вопросов (bkj), которые выдаются на дисплей. Выбрав ответ ((Ckji), учащийся подводит к нему курсор и нажимает клавишу «Ввод». Полученный ответ сравнивается с эталонным номером правильного ответа. Если ответ правильный, то в j-й разряд ведомости k-й контрольной карты (Рk) записывается Рkj = 0, в противном случае Рkj = 1 (ошибка). После пяти вопросов при нулях во всех разрядах Рk делается переход к новой карте (k = k + 1).

При наличии ошибок в ответах учащемуся выдаются рекомендации по повторению материала дисциплины. После этого делается повторный вызов вопросов текущей контрольной карты.

Работу с системой можно прекратить в любое время, при этом в ЭВМ сохранится статистика ответов учащегося по проработанному материалу. При следующих сеансах учащийся начинает работу с картой, на которой он остановился.

Автор выражает глубокую благодарность рецензенту Г. О. Москалевой — преподавателю Московского техникума железнодорожного транспорта им. А. А. Андреева за подробные указания и рекомендации, использованные при работе над книгой.

Замечания и пожелания можно направлять по адресу: 101430, Москва, ГСП-4, Неглинная ул., д. 29/14, издательство «Высшая школа».

Автор

Назад, на страницу описания