ПРЕДИСЛОВИЕ

Увеличение чисел оборотов и мощностей современных машин при одновременном снижении их веса в значительной степени зависит от состояния подшипников, грузоподъемности и срока их службы при заданных условиях работы. Поэтому в развитии машиностроения и приборостроения подшипниковая промышленность занимает одно из важнейших мест.

Совершенствование машин — увеличение сроков службы, повышение скоростей и производительности, снижение габаритов и веса, а также повышение точности — требует дальнейшего улучшения конструкций подшипников качения, повышения их грузоподъемности, долговечности и надежности, точности и скорости вращения, уменьшения веса и шумности.

Для авиационной промышленности необходимо создать новые подшипники, в том числе подшипники, работающие при высоких температурах. Необходимо увеличить ресурсы авиационных подшипников в 4—6 раз по сравнению с существующими.

Автотракторному и сельскохозяйственному машиностроению требуются в большом количестве шарикоподшипники в защищенном исполнении, заполненные долговечной консистентной смазкой, а также высокоскоростные подшипники.

Станкостроению нужны высокоточные шпиндельные подшипники для скоростей до 200 тыс. об/мин. Для мощных тяжелых станков требуются подшипники большой грузоподъемности.

Увеличится применение сдвоенных и строенных радиально-упорных шарикоподшипников класса С и выше. Значительно увеличится применение подшипников легких и сверхлегких серий.

В текстильном машиностроении предстоит перевод веретен с роликовых подшипников на шариковые закрытого типа со сроком службы не менее 5 лет.

Для железнодорожного транспорта необходимо выпускать подшипники, обеспечивающие увеличение скоростей движения в связи с переводом на электровозную и тепловозную тягу и внедрением газотурбовозов.

Резко увеличится спрос на железнодорожные подшипники в связи с повсеместным переводом вагонного парка и локомотивов на подшипники качения.

Приборостроение развивается в направлении повышения точности, уменьшения габаритов и веса приборов. Основными требованиями к приборным подшипникам являются: повышение числа оборотов до 100 тыс. об/мин и выше, снижение момента трения до 0,01—0,03 Г • см, надежная работа при высоких температурах. Приборные подшипники должны обеспечивать бесшумную и безвибрационную работу приборов.

Отечественная подшипниковая промышленность выпускает почти все основные конструктивные разновидности подшипников, имеющиеся на мировом рынке. С учетом всех модификаций и классности в СССР производится около 6500 типоразмеров подшипников.

Существующие технические условия на подшипники нормального класса общего назначения по точностным показателям соответствуют международному стандарту ИСО.

В подшипниковой промышленности проводятся большие работы по дальнейшему увеличению грузоподъемности, долговечности и надежности подшипников качения путем дальнейшего улучшения их конструкций, технологии производства, качества материалов. В связи с этим проводятся большие работы по дальнейшему совершенствованию технологических процессов на базе новой техники, передовой технологии, автоматизации и механизации.

Развитие современной технологии производства подшипников качения приобретает особое значение в связи с проблемами качества, производительности труда и экономики.

Одним из характерных показателей повышения технического уровня производства подшипников является наличие подшипников более высоких классов точности в продукции, выпускаемой по нормальному классу точности.

В автоматических цехах ГПЗ выпуск подшипников высоких классов достигает теперь 40—45%.

При изготовлении основной массы заготовок деталей подшипников качения предусматривается широкое применение обработки давлением.

Перспективным технологическим процессом получения заготовок колец является штамповка на прессах с последующей раскаткой заготовок под шлифование или с минимальными припусками под токарную обработку.

Технико-экономические расчеты показывают, что применение новых процессов заготовки колец и специализированного кузнечно-прессового оборудования обеспечивает повышение коэффициента использования металла на 15—30% и повышение производительности труда от 1,5 до 4 раз. Срок окупаемости дополнительных капиталовложений при этом не превышает 3 лет.

В целях повышения качества, производительности и экономики производства подшипников качения на подшипниковых заводах и во ВНИППе проводятся большие работы по дальнейшему 4 совершенствованию технологии токарной и термической обработки деталей подшипников, а также штамповки сепараторов.

Особое внимание уделяется совершенствованию технологии обработки на окончательных операциях изготовления деталей подшипников, т. е. шлифованию и доводке.

Большие работы проводятся по улучшению технологии сборки и консервации подшипников, а также по механизации и автоматизации сборочных процессов. Поэтому особое значение приобретают проблемы дальнейшего совершенствования измерительной техники, дефектоскопии деталей и собранных подшипников.

Проблемы автоматизации подшипниковой промышленности, где комплексная автоматизация является главным направлением технического прогресса, становятся важнейшими.

Основными направлениями работы подшипниковых заводов в области механизации и автоматизации производства являются: создание автоматических загрузочных устройств, автоматизация технологического цикла работы оборудования, создание средств активного контроля и подналадки машин, механизация и автоматизация внутрицеховой и межцеховой транспортировки деталей и полуфабрикатов, удаления отходов производства (стружки, шлама и пр.) из цехов, а также механизация складских операций.

Главное направление технической реконструкции производства — создание типовых комплексных автоматических линий по производству подшипников, оснащенных типовым автоматическим оборудованием. В основу создания таких линий закладываются новые прогрессивные технологические процессы.

Для того чтобы получить максимальную производительность и наибольший экономический эффект, передовая техника и технология должны сочетаться с рациональной организацией производства. Необходимо дальнейшее улучшение организации основных и вспомогательных производственных процессов. С развитием технического прогресса значение организации производства все более возрастает.

В целях успешного решения проблемы повышения долговечности и надежности подшипников качения в Научно-исследовательском конструкторско-технологическом институте подшипниковой промышленности (ВНИПП) проводятся большие работы по исследованию физической природы контактной усталости деталей подшипников качения, на базе которых институт дает рекомендации подшипниковым заводам по совершенствованию технологических процессов. Институтом разрабатываются новые прогрессивные конструкции подшипников, новые технические условия на их изготовление и даются рекомендации конструкторским бюро всех отраслей машиностроения по расчету и проектированию подшипниковых узлов.

Назад, на страницу описания