ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время наукой еще не созданы общие законы износа деталей машин, руководствуясь которыми можно было бы выбирать форму и взаимное расположение сопряженных трущихся поверхностей, обеспечивающих минимальный износ и наибольший срок службы.

В соответствующей литературе [19], [20] это объясняется тем, что на износ большое влияние оказывает сочетание разных факторов, в совокупности определяющих условия трения, и что, в зависимости от сочетания свойств материала и условий трения, изнашивание может происходить в результате различных по характеру процессов разрушения.

Методы расчета деталей на изнашивание, основанные на законах теорий трения и износа, впервые предложили Б. Я. Гинзбург [3] и И. В. Крагельский [11], [12].

Значительную работу в области расчета станков на износ проделал А. С. Проников [14].

Данная работа посвящена исследованию закономерности изнашивания рабочих поверхностей кулачковых и зубчатых сцепных муфт с целью определения наиболее рациональных способов устранения самовыключения.

Вопросы предупреждения самовыключения в передачах автомобиля рассматривались в работе [7].

В последнее время в результате ряда исследований в области конструирования, влияния технологических факторов на свойства поверхностного слоя, выбора материала и режима термической обработки значительно увеличился срок службы основных деталей коробок передач (шестерен, валов, подшипников качения и скольжения, втулочно-роликовых цепей и звездочек).

Однако в целом срок службы коробок передач увеличился незначительно, что объясняется недостаточной износостойкостью жестких сцепных муфт.

В данное время можно, утверждать, что имеется определенный разрыв между долговечностью сцепных жестких муфт и долговечностью остальных деталей передаточных механизмов.

Это вызывает значительные расходы, особенно в тех случаях, когда одна из полумуфт жесткой сцепной муфты изготовляется как одно целое с шестерней или валом. Такие детали, вполне годные для дальнейшей эксплуатации, приходится отбраковывать из-за появления самовыключения в результате изнашивания рабочих поверхностей муфт.

Срок службы сцепных жестких муфт можно увеличить, применяя муфты с перекрытием, что подтверждается длительной эксплуатацией таких муфт.

Внедрение муфт с перекрытием не требует особых усилий при проектировании, изготовлении и установке их как на новые машины, так и на машины, находящиеся в эксплуатации.

Назад, на страницу описания