ПРЕДИСЛОВИЕ

На современном этапе научно-технической революции перед машиностроением поставлена задача создания надежных и долговечных машин и механизмов, обладающих малой виброактивностью, которая является сейчас одним из основных критериев качества.

Предлагаемая читателю книга должна помочь решению этой актуальной для машиностроения (и особенно энергетического) задачи. Книга является первой попыткой создания справочного пособия для лиц, проектирующих, изготовляющих и эксплуатирующих малошумные машины.

Книга начинается главой, посвященной основам нормирования вибрации машин и их контролю в процессе эксплуатации. Она написана канд. техн. наук Н. И. Дуаном.

Общие вопросы динамики роторов турбомашин изложены в гл. II, написанной канд. техн. наук В. К. Дондошанским.

Гл. III посвящена методам борьбы с вибрацией роторов турбомашин, а также методам уменьшения динамических сил, передаваемых от роторов через опоры на корпус машин. Параграфы 1 и 2 написаны канд. техн. наук В. К. Дондошанским. В них изложены основные вопросы теории и практики балансирования жестких и деформируемых роторов. Введение и параграф 3 написаны д-ром техн. наук проф. Н. В. Григорьевым. В п. 3 приведены конструктивные способы борьбы с колебаниями роторов, а также описаны методы разгрузки опор машин от динамических усилий с помощью упругих опор (линейных и нелинейных), упругодемпферных и демпферных опор и пр. Здесь же приводится теория работы новых виброизолирующих опор. Эта теория названа внутренней упругоинерционной виброзащитой роторных машин.

Основные вопросы виброакустической активности насосов рассмотрены в гл. IV. В этой главе проанализированы особенности вибрации различных типов насосов, гидродинамические и механические ее источники, описаны особенности динамики, изложены основные пути снижения их виброактивности. Глава написана канд. техн. наук Н. И. Дуаном совместно с кандидатами техн. наук В. М. Рогачевым и Я. А. Кимом.

Гл. V посвящена вибрации ДВС. Значительное внимание в этой главе уделено разработке динамических моделей ДВС, экспериментальному определению параметров этих моделей и методике расчета вибрации. Она написана канд. техн. наук доц. Л. В. Тузовым.

В гл. VI систематизированы Основны электрических машин, описана их природа и даны практические рекомендации по улучшению виброакустических характеристик этих машин. Глава написана д-ром техн. наук проф. Н. В. Григорьевым совместно с В. П. Уваровым и М. А. Федорович.

В гл. VII изложены вопросы амортизации машин. В ней рассмотрены в основном такие системы амортизации, которые могут быть представлены в виде упругоподвешенного твердого тела. В главе изложены наиболее важные принципы проектирования систем амортизации и описаны распространенные типы амортизаторов. Она написана д-ром техн. наук Н. Г. Беляковским.

В гл. VIII на конкретных расчетных моделях показана практическая возможность учета упругих свойств машин при выборе системы их амортизации; в ней изложены вопросы анализа произвольных виброзащитных систем и их оптимального синтеза с учетом динамических свойств элементов виброзащитных систем; приведена теория одно- и двухкомпонентных амортизаторов-антивибраторов, которая была названа авторами внешней упругоинерционной виброзащитой. Глава написана д-ром техн. наук проф. Н. В. Григорьевым, пп. 3—7 данной главы написаны совместно с канд. техн. наук доц. В. М. Рогачевым, а п. 9 написан совместно с В. Ф. Ивановой.

Гл. IX и X посвящены проблеме изучения машин методом обобщенных динамических характеристик. Основное внимание при этом уделяется способам практического определения этих характеристик и их применению при проектировании машин, разработке методов борьбы с вибрацией и вопросам влияния динамических свойств фундамента на виброакустические характеристики машин. Обе главы написаны канд. техн. наук В. И. Попковым.

В заключительной гл. XI, написанной д-ром техн. наук проф. Н. В. Григорьевым, излагаются принципы и основные правила конструирования малошумных машин и механизмов, а также даны основы виброакустической надежности машин и намечены способы ее обеспечения.

Книга не содержит сведений о колебаниях отдельных элементов машин (лопаток, дисков, трубопроводов и пр.), так как их вибрация, как правило, слабо выходит на опорные узлы и не является определяющей для общей вибрации машин. В главе о ДВС крутильные колебания коленчатых валов опущены по причине наличия большого количества хороших справочников на эту тему.

В связи с тем, что данная книга охватывает широкий круг вопросов, связанных с теорией и практикой конструирования мaлo шумных машин, и является первой попыткой такого рода, она, по-видимому, не свободна от недостатков. Авторы заранее выражают свою глубокую признательность организациям и лицам, которые пожелают сообщить в редакцию свои замечания по этой книге.

Назад, на страницу описания