ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема неустановившегося нагрева электрических машин не является новой. С давних пор приходится считаться с вероятностью непродолжительных перегрузок, при которых температура активных частей машины может достигать опасных границ. Современное развитие техники лишь обостряет указанную проблему: с расширением спектра эксплуатационных режимов, усложнением конструкций и увеличением удельных нагрузок возрастает значение объективной информации о тепловом состоянии машин при изменении во времени режимных параметров.

Пути получения такой информации составляют предмет предлагаемой читателю книги. В первую очередь речь идет о построении достаточно простых и в то же время корректных моделей, пригодных для инженерного анализа тепловых процессов в электрических машинах различных видов. И если в условиях значительного многообразия существующих конструкций и режимов удалось достигнуть известной универсальности моделей (при сравнительно небольшом общем их числе), то лишь благодаря реалистической предварительной оценке необходимого объема и качества итоговых зависимостей. В указанном отношении мы руководствовались следующими двумя простыми правилами. Во-первых, мы ориентировались на получение тех только сведений о нестационарном температурном поле, которые непосредственно могут быть использованы для решения конкретных вопросов работоспособности электрической машины. Во-вторых, допущения в постановке задач, как и вопросы точности решений в целом, во всех случаях увязывались с практически достижимой достоверностью исходных данных, участвующих в расчете.

Практическая направленность книги не могла не отразиться на методических особенностях изложения материала в ней. Так, элементы аналитической теории теплопроводности, привлеченные в качестве рабочего инструмента для решения задач о температурном поле, играют в книге подчеркнуто служебную роль. Основное внимание читателя сконцентрировано на физическом содержании неустановившихся процессов, а они протекают в электрических машинах в весьма специфических, едва ли не уникальных условиях, отличающих данную группу устройств от иных категорий технических изделий, рассматриваемых прикладной теплотехникой в качестве теплофизических объектов.

Именно проявленное нами внимание к физической стороне вопроса позволяет надеяться, что книга не только предоставит читателю готовый набор апробированных расчетных схем, но и даст ему возможность при известных усилиях построить новые схемы и алгоритмы.

Основное назначение книги мы видим в выработке обоснованных рекомендаций по оценке теплового состояния электрических машин в разнообразных эксплуатационных, аварийных и испытательных режимах. Такую оценку едва ли можно считать состоятельной без надлежащего экспериментального фундамента. В книге уделено должное внимание опытному изучению неустановившихся тепловых процессов в электрических машинах, при этом методические вопросы собственно температурных измерений даны в непосредственной связи с использованием их результатов в практике проектирования, эксплуатации и исследований электрических машин.

Несомненной удачей для авторов и читателей книги явилось то, что ее рецензировал Л. Г. Мамиконянц, отметивший многие недочеты в рукописи и с искренней доброжелательностью указавший пути к их устранению. Возможно в книге остались другие не­достатки, о них мы надеемся узнать от самого строгого рецензента — читателя.

Отзывы о книге, замечания и пожелания просьба присылать по адресу: 191041, Ленинград, Марсово поле, д. 1, Ленинградское отделение Энергоатомиздата.

Авторы

Назад, на страницу описания