www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Одной из важнейших задач современной науки является изыскание новых материалов и методов их обработки, обеспечивающих повышение надежности и долговечности деталей машин и механизмов и, в частности, повышение их эрозионной стойкости. Борьба с гидроэрозией металлических деталей является весьма актуальной задачей и имеет большое народнохозяйственное значение. Проблема гидроэрозии металлов привлекает все большее внимание исследователей. Это объясняется тем, что с ростом скоростей и интенсивности работы машин и агрегатов этот вид разрушения металла становится распространенным явлением и причиняет огромный ущерб народному хозяйству. В некоторых случаях гидроэрозия становится серьезным препятствием в создании высокопроизводительных машин и агрегатов, приводит к резкому снижению срока их службы и к. п. д.

В настоящее время работу по изысканию материалов, стойких к гидроэрозии, широко проводят как в СССР, так и за рубежом. Однако вопросы, связанные с повышением стойкости металлических деталей в условиях гидроэрозии, еще недостаточно изучены, а возможности повышения эрозионной стойкости деталей мало используются в промышленности.

В программах высших учебных заведений совершенно отсутствуют сведения об эрозии металлов. Литературы, посвященной этой проблеме, выпускают очень мало. Вследствие этого специалисты, соприкасающиеся на практике с указанной проблемой, весьма слабо осведомлены в этом вопросе.

В предлагаемой вниманию читателей книге автор сделал попытку обобщить основные материалы, связанные с вопросами гидроэрозии металлов, и изложил свои некоторые наблюдения и результаты исследований, выполненных в Мурманском высшем инженерном морском училище (МВИМУ).

По сравнению с первым изданием [43], вышедшим в 1966 г., книга значительно переработана и дополнена. В настоящем издании не рассмотрены подробно вопросы, связанные с гидродинамической теорией и физической природой кавитации. Эти вопросы изложены в первом издании и в соответствующей литературе, на которую в книге сделаны ссылки. Переработаны главы, посвященные закономерностям гидроэрозии и влиянию отдельных факторов на процесс разрушения металлов. В книгу включены новые главы и разделы, рассматривающие эрозионную стойкость многих конструкционных сталей. Приведены результаты исследования гидроэрозии титанированных слоев на углеродистой стали; дополнен раздел по поверхностному легированию литых деталей. Новые разделы посвящены также влиянию коррозионного фактора и напряженного состояния на процесс гидроэрозии.

В книге показаны особенности каждого процесса гидроэрозии и структурные изменения, вызванные микроударным воздействием жидкой среды.

Значительная часть настоящей книги является обобщением результатов исследований, проводимых в МВИМУ. Отдельные работы, имеющие большое практическое значение, выполнены совместно с промышленными предприятиями.

В проведении экспериментов и разработке отдельных вопросов принимали участие А. А. Маринин, А. Г. Мудрова, А. П. Миляков, Г. А. Сокольникова, Г. В. Коротушенко, Г. С. Калинников, А. Д. Брызгалов и др.

Назад, на страницу описания