ПРЕДИСЛОВИЕ

Применение резьбовых соединений в машиностроении в последние годы существенно расширилось вследствие меньшего использования заклепок.

Во многих случаях резьбовые соединения являются ответственными узлами, определяющими прочность и надежность всей конструкции (стяжные болты роторов гидроагрегатов и газотурбинных двигателей, шатунные болты поршневых машин и др.).

Опыт эксплуатации машин показывает, что большинство разрушений резьбовых соединений происходит вследствие несовершенства их конструкции, меньшая часть поломок вызвана технологическими и эксплуатационными погрешностями. Поэтому основные тенденции повышения надежности этих соединений направлены на совершенствование инженерных методов расчета, повышение конструктивной прочности, совершенствование технологии изготовления и монтажа.

Инженерные методы расчета усилий и напряжений в болтах (шпильках) и стягиваемых деталях составляют основу их конструирования. Однако при сложных силовых схемах групповых соединений эта задача достаточно трудна даже при известных величинах внешней нагрузки. Поэтому в книге приведены уточненные расчетные схемы групповых соединений, основанные на контактных деформационных задачах. Существенное внимание уделено задаче о распределении нагрузки в резьбовых соединениях. Показаны пути конструктивного совершенствования резьбовых соединений для получения равномерного распределения усилий. Дан расчет шариковинтовых соединений и резьбовых соединений оболочек.

Разрушения резьбовых соединений, особенно при переменных нагрузках, часто связаны со значительной концентрацией напряжений во впадинах резьбы, в местах перехода от головки болта к ртержню.

При расчете на прочность важно дать правильную оценку несущей способности соединений при действии статических и особенно переменных напряжений. От усталости соединения разрушаются при нагрузках существенно ниже статических. Поэтому особое внимание в книге уделено вопросам зависимости несущей способности резьбовых соединений от конструктивных и технологических факторов. Приведены новые результаты экспериментальных исследований их прочности при действии динамических и статических нагрузок в условиях низких, нормальных и высоких температур. Значительное внимание уделено резьбовым деталям из высокопрочных сталей, титановых и бериллиевых сплавов.

Существенное влияние на прочность соединений оказывает и технология изготовления крепежных деталей (режимы накатывания резьбы, наличие и вид покрытий, точность изготовления и т. п.). Эти вопросы также отражены в настоящей работе.

Для облегчения пользования книгой авторы сочли целесообразным ввести в нее основные сведения о резьбе и ее элементах, а также ряд полезных сведений из ГОСТов.

Основное содержание книги посвящено результатам, полученным в последние годы.

Назад, на страницу описания