ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие современного машиностроения в направлении снижения металлоемкости агрегатов, повышения мощности установок и перехода к более высоким температурам и давлениям рабочих процессов приводит к необходимости широкого применения легированных сталей и сплавов. Как правило, из этих материалов рационально изготовлять не все изделие, а лишь наиболее напряженные его участки, испытывающие воздействие высоких температур или активных коррозионных сред.

Для соединения в одном узле деталей из сталей разного легирования в большинстве случаев наиболее целесообразно использовать сварку, так как существующие механические крепления сложны в изготовлении и не удовлетворяют требованию надежности в эксплуатации. Переход к подобным сварным узлам приводит к наиболее полному использованию материала в конструкции, значительному снижению ее стоимости в связи с резким уменьшением расхода легированных сталей и повышает технологичность изделия. Комбинированные сварные конструкции из разнородных сталей применяются в последние 10—20 лет в ряде отраслей народного хозяйства и прежде всего в энергетическом, химическом и нефтяном машиностроении. Перспективной областью их применения являются биметаллические изделия, в которых из легированных сталей изготавливаются лишь тонкие облицовочные слои, непосредственно контактирующие с агрессивной средой.

Сварные соединения разнородных сталей обладают рядом специфических особенностей. Характерной для них особенностью является развитая химическая, структурная и механическая неоднородность. Если свариваются между собой стали разных структурных классов, то в изделии будет иметься поле собственных напряжений, которые не могут сниматься проведением термической обработки. Указанные факторы могут оказывать заметное влияние на выбор материалов конструкции, технологию ее изготовления и эксплуатационную надежность.

Несмотря на необходимость учета особенностей рассматриваемых сварных соединений при проектировании, изготовлении и эксплуатации должного освещения в литературе они не нашли. В имеющихся статьях и главах в общих руководствах по сварке отражены лишь отдельные стороны общей проблемы сварки разнородных сталей.

В настоящей книге впервые сделана попытка комплексного освещения проблемы сварки разнородных сталей. В ней на основании работ автора, а также отечественного и зарубежного опыта сформулированы и установлены основные положения, определяющие строение и свойства рассматриваемых сварных соединений. Особое внимание уделено условиям образования и строению зоны сплавления разнородных материалов, закономерностям распределения остаточных напряжений, а также оценке свойств сварных соединений. Приведено описание основных типов комбинированных сварных конструкций из разнородных сталей. На основании выполненных исследований сформулированы требования к выбору материалов для них и даны рекомендации по проектированию и оценке работоспособности в эксплуатационных условиях.

В процессе работы над рукописью большую помощь автору оказал недавно скончавшийся д-р техн. наук, проф. Н. О. Окерблом. Его идеи легли в основу ряда высказанных в книге положений.

Назад, на страницу описания