ПРЕДИСЛОВИЕ

Технический прогресс возможен только при условии непрерывного перехода на более производительные методы производства.

В Программе Коммунистической партии СССР, принятой на XXII съезде, особое внимание уделяется вопросам совершенствования технологии всех отраслей и видов производства.

Холодная листовая штамповка как один из прогрессивных и высокоэкономичных технологических процессов получает все большее развитие, вытесняя другие, менее производительные способы обработки металлов.

Основой современного холодноштамповочного производства является машинный труд.

Переход от малопроизводительного ручного труда к механизированному потребовал создания сложных машин и высокопроизводительной оснастки; время для выполнения одной операции стало исчисляться секундами и долями секунд.

Ручные приемы остались только для элементарных операций, с помощью которых можно выполнять сравнительно несложные детали. Бурный рост машиностроения потребовал изготовления из листового металла сложных деталей, и чисто практического навыка для их производства оказалось недостаточно. Понадобилось вмешательство науки, которая, изучив природу штамповочных операций, установила ряд закономерностей, способствующих развитию этого производства.

Открытые русскими и зарубежными учеными законы пластических деформаций облегчили решение сложнейших практических задач. Теория пластических деформаций положила конец кустарщине в листоштамповочном производстве.

Благодаря технически обоснованным различным методам расчетов появилась возможность выполнения всех видов технологических операций, создания чертежей сложнейших штампов и без риска изготовления их в металле.

В современном производстве штамповая оснастка ушла далеко в своем развитии. Но пути совершенствования ее по каждому виду производства различны.

В данной работе освещены наиболее важные вопросы, встречающиеся при проектировании штампов холодной листовой штамповки, в основном для цехов серийного и крупносерийного производства. Но поскольку не существует видимых границ между штамповой оснасткой мелкосерийного, среднесерийного, крупносерийного и массового производства, все принципиальные вопросы и рекомендации должны удовлетворить их в равной степени.

Практические указания по проектированию и расчетам, а также некоторые теоретические положения, выдвинутые в работе, являются результатом анализа технологических процессов и работы действующих конструкций штампов на многих заводах. При этом проведены обобщение и систематизация опыта нескольких отраслей машиностроения, в том числе: автомобильной, тракторно-сельскохозяйственной, авиационной, частично приборостроительной и других.

Узлы и штампы, рассматриваемые в качестве примеров, взяты главным образом из числа внедренных типовых конструкций. Многие из них спроектированы в НИИТавтопроме.

Материал изложен примерно в той последовательности, которая необходима при проектировании штампов. Некоторые материалы затрагиваются в книге или впервые, или же в новой трактовке, поэтому автор будет признателен читателям за их отзывы и ценные замечания.

Назад, на страницу описания