ВВЕДЕНИЕ

Задачи коммунистического строительства в нашей стране, подъем материального и культурного уровня жизни народа требуют дальнейшего увеличения масштабов и темпов строительства жилых, общественных и промышленных зданий. В связи с этим уделяется большое внимание подготовке высококвалифицированных инженеров-строителей.

Графическая грамотность инженера-строителя, умение правильно выполнить и «прочитать» чертеж или схему вырабатывается в результате изучения курса строительного черчения и рисования.

Строительное черчение и рисование как предмет изучения ставит следующие задачи:
ознакомить с правилами выполнения и оформления чертежей и составления текстовой проектной документации;
научить выполнять различные геометрические построения и проекционные изображения как с помощью чертежных инструментов, так и от руки — в виде эскизов, технических рисунков и других наглядных изображений;
изучить условности и условные графические изображения и обозначения, применяемые на чертежах и схемах;
приобрести необходимые навыки в чтении чертежей по различным строительным специальностям;
развить пространственное представление, необходимое для производственной и проектно-конструкторской деятельности.

Значение чертежей в различных областях производства и строительства очень велико. По чертежам изготовляют детали различных механизмов и осуществляют их сборку; пользуясь чертежами, изготовляют индустриальные изделия на домостроительных комбинатах, а затем на строительных площадках производят монтаж зданий и возводят различные инженерные сооружения.

Чертежи зданий и сооружений — это комплекс прямоугольных проекций на ряд плоскостей. Они должны отражать как внешний вид, так и внутреннее устройство здания и его частей, содержать необходимые сведения о способах изготовления деталей и возведения зданий, а также различные технологические сведения. В некоторых случаях дополнительно к ортогональным проекциям даются наглядные изображения сооружения и его частей в виде аксонометрии или перспективы.

История развития черчения как способа изображения уходит в далекое прошлое. Изобразительные навыки людей возникли задолго до появления письменности. Однако чертежи как средство выражения технической мысли появились значительно позднее, что связано с разделением труда и развитием производительных сил общества. Изменялись требования к чертежу как проектному документу, менялись его содержание и графическое оформление.

Особое развитие получает черчение, в частности строительное черчение, в XVIII в. Чертежи этого времени обладают всеми качествами проектных документов. Архитектурно-строительные чертежи, выполненные талантливыми русскими зодчими В. И. Баженовым, М. Ф. Казаковым, А. Н. Воронихиным и др., отличались высоким графическим совершенством и вместе с тем содержали планы, фасады и разрезы зданий, построенные в точном соответствии с законами прямоугольного проецирования. Чертежи известных русских изобретателей И. П. Кулибина, И. И. Ползунов а, выполненные в прямоугольных проекциях на две плоскости и в определенном масштабе, содержали также условные графические обозначения строительных материалов.

В конце XVIII в. французский ученый и инженер Гаспар Монж обобщил и научно обосновал накопившийся опыт создания проекционных изображений. В XIX в. большой вклад в разработку методов проекционных изображений внесли также русские ученые Я. А. Севастьянов, Н. И. Макаров, В. И. Курдюмов.

В наше время научные основы проекционных методов изображений были созданы советскими учеными Н. А. Рыниным, А. И. Добряковым, Н. А. Поповым, С. М. Колотовым, Н. Ф. Четверухиным, И. И. Котовым и др., что оказало существенное влияние на постановку преподавания курса черчения и рисования и совершенствование графической подготовки инженера-строителя.

Большое значение имеет также проводимая в последние годы работа по нормализации требований к составу и оформлению строительных чертежей и созданию унифицированной системы правил выполнения проектной документации для строительства — единой системы государственных стандартов.

Назад, на страницу описания