ПРЕДИСЛОВИЕ

Качество и надежность работы многих машин в значительной степени зависят от работы зубчатых передач.

Большое распространение зубчатых передач по сравнению с другими типами механических передач объясняется меньшей их стоимостью, большей надежностью, меньшими эксплуатационными расходами и другими преимуществами.

В зубчатых передачах потери на трение значительно меньше, чем в других типах механических передач. Так, в быстроходных цилиндрических передачах наружного зацепления с числом зубьев 25 и более при высоком качестве изготовления и сборки потери на трение обычно ниже 1 %, тогда как в червячных и глобоидных передачах эти потери, как правило, превышают 8%.

Использование зубчатых передач позволяет осуществить приводы с минимально возможными габаритами, потерями на трение и эксплуатационными расходами при максимальной надежности в работе.

В связи с этим в силовых приводах современных машин в основном применяются зубчатые передачи. Они используются в приводах автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, гребных винтов кораблей, винтов самолетов и др. Зубчатые передачи имеют большое распространение в маломощных приводах, а также в различных автоматах и приборах.

Для изготовления зубчатых колес в основном используются углеродистые легированные стали. В тех случаях, например, когда необходимо обеспечить бесшумную работу передачи, имеющей большие угловые скорости, для изготовления зубчатых колес применяют неметаллические материалы. Неметаллические материалы целесообразно использовать, когда необходимо обеспечить малый вес передачи, высокие демпфирующие свойства, износоустойчивость и способность работать в агрессивных сточки зрения коррозии средах.

Неметаллические материалы для изготовления зубчатых колес применяются очень давно. Так, в средние века применялись деревянные колеса; даже теперь еще можно встретить такие колеса на водяных мельницах. В целях уменьшения шума для изготовления зубчатых колес в ряде случаев использовали сыромятную кожу.

Развитие химической промышленности позволило в начале XX в. применять текстолит для изготовления зубчатых колес быстроходных передач, к которым предъявлялись высокие требования по бесшумности. Текстолит занял прочное место в производстве зубчатых колес автомобильных двигателей (привод механизма газораспределения), ткацких машин, конторских машин, а также в приборостроении. В связи со сравнительно высокой стоимостью и дефицитностью текстолита для изготовления зубчатых колес стали применять древесные пластики. Они являются полноценными заменителями металла и текстолита.

Наша страна обладает большими запасами древесины. Это и дает возможность успешно развивать производство древесных пластиков и при этом сокращать потребление синтетических смол. Стремление отказаться от использования синтетических смол привело к попыткам применить для изготовления зубчатых колес натуральную прессованную древесину.

Расширение производства полиамидных пластмасс дало возможность использовать их для изготовления зубчатых колес. По сравнению с текстолитом и древесно-слоистыми пластиками полиамидные пластмассы отличаются большей стойкостью к истиранию, способностью восстанавливать форму после деформации при допускаемых нагрузках, а также возможностью (в некоторых случаях) изготовления зубчатых колес методом формования без последующей механической обработки.

Однако зубчатые колеса из неметаллических материалов по сравнению с металлическими имеют очень серьезный недостаток — меньшую нагрузочную способность. Поиски путей повышения нагрузочной способности таких зубчатых колес имеют важное значение в технике.

Назад, на страницу описания