www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Постоянное совершенствование и усложнение машин и механизмов требует все более широкого использования разнообразных пространственных передач на пересекающихся и перекрещивающихся осях Первые образуют группу конических передач, вторые — гиперболоидных.

Как известно из курсов теории механизмов и машин [3, 4], классификация передач на цилиндрические, конические и гиперболоидные основывается на форме их аксоидных поверхностей — поверхностей, образуемых вращением мгновенных осей относительного движения колес передачи вокруг осей этих колес. В цилиндрических передачах аксоидные поверхности — обкатывающиеся один по другому начальные цилиндры, в конических — два начальных конуса, в гиперболоидных — два обкатывающихся и одновременно скользящих один по другому двуполостных гиперболоида вращения.

Из гиперболоидных передач наибольшее распространение имеют червячные с цилиндрическими червяками, винтовые, глобоидные, гипоидные и спироидные.

Практически винтовые передачи (рис. 1) составляют из двух цилиндрических косозубых колес, имеющих в общем случае различные углы наклона зубьев и одинаковые параметры в нормальных сечениях зубьев. Если колеса эвольвентные, то получается винтовая эвольвентная передача.

Винтовая эвольвентная передача имеет ряд преимуществ перед другими видами пространственных передач: в первую очередь высокую технологичность; определяемую широким распространением в производстве станков для нарезания цилиндрических эвольвентных колес, большим набором стандартного зуборезного инструмента и, наконец, высоким уровнем технологии изготовления и контроля эвольвентных колес Следующим преимуществом является постоянство передаточного отношения (как и в цилиндрических эвольвентных передачах) при отклонении межосевого расстояния и межосевого угла от расчетных значений в процессе изготовления корпуса передачи. К преимуществам можно отнести и незначительное изменение КПД зацепления зубьев при перемещении точки контакта по линии зацепления, что вместе с реализацией больших коэффициентов перекрытия обеспечивает большую плавность работы.

Эти основные преимущества определили область распространения винтовых эвольвентных передач в современной технике - в кинематических цепях станков, в приборах, в различных сепараторах, в киносъемочной и кинопроекционной аппаратуре. Использование винтовых эвольвентных передач в некоторых силовых приводах показывает возможность их применения при достаточно больших напряжениях в зоне контакта зубьев.

Винтовые эвольвентные передачи могли бы использоваться более широко, однако нерешенность многих вопросов геометрии препятствует этому. Не разработаны до конца вопросы кинематики относительного движения зубьев, вопросы статики и динамики при перемещении контактной точки по линии зацепления. Отсутствуют рекомендации по выбору начальных параметров. Нет разработок по влиянию смещений исходных контуров колес на качественные показатели передач.

Решению некоторых из названных и других задач геометрии винтовых эвольвентных передач посвящен предлагаемый читателю справочник.

Назад, на страницу описания