www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Создание новых орудий труда, технологических и транспортных машин, материалов, превосходящих по своим технико-экономическим показателям лучшие мировые достижения, во многом зависит от повышения долговечности деталей и узлов машин.

Муфты, применяемые во многих машинах и механизмах, являются ответственными узлами, так как от правильного выбора типа муфты и ее параметров могут зависеть уровень и характер нагруженности деталей машин.

Понятие муфты в машиностроении имеет двоякий смысл. Так, муфтами называют устройства для соединения отдельных участков трубопроводов. Муфтами также называют устройства, соединяющие отдельные сборочные единицы (узлы машин) и передающие энергию от одной части машины к другой. В настоящем справочнике представлены муфты, применяемые в приводах машинных агрегатов.

Разнообразие задач, решаемых с помощью муфт, и требований, предъявляемых к муфтам в соответствии с условиями эксплуатации машин, вызвало к жизни большое число муфт различных видов. Достаточно часто в машинах применяют сложные комбинированные муфты, сочетающие в себе свойства нескольких муфт. Эти обстоятельства, а также разбросанность информации о муфтах по различным источникам ставят инженерно-технических работников, связанных с конструированием, изготовлением и эксплуатацией муфт, в трудное положение.

Предлагаемая книга имеет целью обеспечить указанную категорию работников промышленности краткими справочными материалами, необходимыми для рационального выбора конкретных видов муфт, их расчета и конструирования. Наряду с общеизвестными конструкциями муфт в ней рассмотрено значительное число муфт, еще не освещавшихся в литературе. Вместе с тем ограниченный объем книги и обилие имеющихся материалов по разным видам муфт заставили авторов, сосредоточив внимание на наиболее прогрессивных и широко распространенных в машиностроении конструкциях, отказаться от информации о многих других конструкциях.

В справочнике помещены данные, опубликованные в отечественной и иностранной научно-технической литературе, обобщен опыт проектиротния и эксплуатации муфт, накопленный в конструкторских бюро заводов, в научно-исследовательских институтах, на фирмах. В книге также отражены результаты экспериментальных и теоретических исследований муфт, выполненных на кафедре «Детали машин» МВТУ им. Н. Э. Баумана и других организаций.

Многообразие существующих конструкций муфт затрудняет проведение строгой классификации. В справочнике принята классификация муфт, удобная для практики, определившая и рубрикацию книги: постоянные муфты (глухие, жесткие, компенсирующие, упругокомпенсирующие); муфты сцепления управляемые (кулачковые, фрикционные); муфты сцепления самоуправляемые (свободного хода, предохранительные, центробежные); комбинированные муфты. Из-за ограниченного объема в книгу не вошли гидродинамические муфты, муфты скольжения и специальные муфты.

При определении размеров муфты исходным обычно является максимальный вращающий момент. В отдельных случаях этот момент может быть определен расчетом с учетом характера нагрузки со стороны двигателя и рабочего органа машины и величин маховых масс. При приближенных расчетах максимальный вращающий момент определяют умножением номинального вращаю щего момента на коэффициент режима работы к, учитывающий вид двигателя, вид рабочей машины и величину разгоняемых масс. Обычно значения коэффициента режима работы устанавли вают на основании опыта эксплуатации машин.

Многие авторы и зарубежные фирмы (см., например, работы [17, 25, 91]) рекомендуют различные коэффициенты режима, однако до настоящего времени нет единой, общепринятой методики его определения. В приложении I приведена таблица их значений, широко и давно используемая в отечественном машиностроении.

Авторы считают своим долгом выразить благодарность канд. техн. наук доценту М. Г. Лопаткину за помощь, оказанную при подготовке рукописи.

Все замечания по книге авторы просят присылать по адресу: 191065, Ленинград, ЛО издательства «Машиностроение», ул. Дзержинского, 10.

Назад, на страницу описания