ПРЕДИСЛОВИЕ

Трудно назвать отрасли промышленности, в которых решение комплексных задач механизации и автоматизации производственных процессов не было бы связано с использованием цепных передач. Создание ряда машин и механизмов оказалось возможным благодаря применению в них цепных передач, которые обладают необходимой гибкостью, бесшумностью, работают без вибрации и проскальзывания, амортизируют легкие толчки и удары. Они имеют небольшие габаритные размеры, могут быть использованы в широком диапазоне скоростей и нагрузок, при различных межцентровых расстояниях и неограниченном числе звездочек, встроенных в цепной контур с одинаковым или противоположным направлением вращения.

Все возрастающие требования к надежности, унификации и агрегатированию машин и механизмов ставят перед конструкторами ряд новых задач при проектировании цепных передач. Существующие рекомендации по их расчету и проектированию подчас противоречивы и затрудняют решение комплексных конструкторских задач. Приведенные в технической литературе и иностранных стандартах расчетные зависимости и соотношения по проектированию цепных передач не обеспечивают создания конструктивных схем с оптимальными параметрами, не способствуют повышению их работоспособности, равномерности движения и кинематической точности.

Основным условием специализации изготовления цепных передач и их элементов является унификация и агрегатирование. Однако и здесь существующие методы геометрического расчета даже простых двухзвездных цепных передач не позволяют провести их унификацию вследствие неограниченного количества межцентровых расстояний и других параметров. Унификация сложных многозвенных цепных передач при существующем графическом способе их построения вообще неосуществима.

Теоретическими и экспериментальными исследованиями доказано, что работа цепной передачи с повышенной равномерностью движения и кинематической точностью, а также унификация основных параметров могут быть достигнуты только выбором оптимального расположения замкнутой цепи на звездочках при построении цепного контура. Такому построению может соответствовать только одно значение межцентрового расстояния для пары смежных звездочек.

Этот вывод положен в основу разработки новой методики геометрического расчета и построения простого и сложного цепного контура. При этом сущестг венно повышается работоспособность цепных передач, обеспечивается унификация их параметров.

Общеизвестно также имеющееся несоответствие между предельно допускаемым увеличением шага цепи и числом зубьев звездочек.

В книге дается частичное решение и этого вопроса путем увеличения в определенных пределах хордальной высоты зуба звездочки пропорционально увеличению числа зубьев. Этот путь даст возможность повысить срок службы цепной передачи в целом.

В книге приведен предложенный ее авторами метод расчета и проектирования цепных передач с простым и сложным контурами. Спроектированные по этому методу цепные передачи будут обладать повышенной работоспособностью. Вместе с тем будут созданы предпосылки для специализации их производства вследствие унификации основных параметров и агрегатирования отдельных узлов.

Пожелания и замечания по содержанию книги просьба направлять по адресу: Москва, Б-78, 1-й Басманный переулок, 3, Издательство «Машиностроение».

Назад, на страницу описания