ПРЕДИСЛОВИЕ

Величественные перспективы создания в нашей стране невиданных по своей мощности производительных сил намечены принятой XXII съездом Программой Коммунистической партии Советского Союза. В течение 20 лет в СССР будет создана материально–техническая база коммунизма. За этот период капиталовложения в народное хозяйство СССР достигнут примерно 2 триллионов рублей. Будет построено 2800 новых машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий, 1900 старых — будут реконструированы. Это позволит увеличить общий объем производства продукции машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности в 10—11 раз.

Особое значение в решении задач по техническому развитию и перевооружению всех отраслей народного хозяйства приобретает машиностроение. Наряду со строительством новых и реконструкцией действующих машиностроительных предприятий советские машиностроители обязаны более полно использовать имеющуюся технику, увеличивать выпуск продукции.

В книге рассматриваются вопросы конструирования, расчета и испытания редукторов, применяемых в различных отраслях машиностроения. Редукторы, в том числе и крупногабаритные, получили широкое распространение во всех отраслях народного хозяйства, поэтому их рациональное проектирование является особо важным! Так, например, в судовых установках применяются зубчатые колеса диаметром до 3 м, в шахтных подъемных машинах — до 5 м и более. Если в результате уточнения методов расчета удастся уменьшить диаметры таких колес хотя бы на 10—15%, то только это позволит снизить вес колеса на несколько тонн, а редуктора в целом — еще более.

Сравнительно недавно удельные нагрузки на 1 пог. см длины зуба сопряженных колес в редукторах исчислялись примерно в 100— 150 кГ. В последнее же время вследствие прогресса в области расчета передач удалось повысить соответствующие нагрузки в десять раз, а в отдельных случаях тихоходных передач — еще более. В результате этого вес зубчатых колес за последние годы уменьшился в целом по машиностроению в 2—3 раза, а в некоторых случаях до пяти раз*. По абсолютной величине этот показатель иногда удается довести до 0,03—0,05 кГ на 1 л. с.

Наряду с редукторами, представляющими собой отдельные монтажные узлы, параметры которых указаны в государственных стандартах, в книге рассматриваются также и специальные типы встроенных редукторов, конструктивно составляющих единое целое с машиной–орудием, а также редукторы с фланцевым креплением двигателей и турбомуфт. К ним относятся встроенные редукторы угледобывающих машин, экскаваторов, некоторых типов лебедок, конвейерных установок и др.

При изложении вопросов расчета передач освещены методы геометрических и прочностных расчетов. Первые из них с каждым годом приобретают все большее значение. Если ранее геометрические расчеты носили подчиненный характер, а основное внимание уделялось расчетам прочности, то сейчас установлено, что выбор рациональной геометрии передачи во многом предопределяет и ее прочность. Поэтому вопросы корригирования зубьев шестерен, которые недавно рассматривались лишь как методы исправления зацепления (устранение подрезания зубьев, достижение межцентрового расстояния, отличающегося от нормального, и т. д.), ныне представляются весьма существенными вопросами комплекса проектирования зацепления.

При расчетах уделено внимание как контактной прочности рабочих поверхностей зубьев, так и прочности зубьев на изгиб при действии нормальных и экстренных нагрузок.

Изложенное относится в равной степени и к расчету цилиндрических (прямозубых и косозубых) и конических передач (с прямыми, косыми и круговыми зубьями).

В книге не рассмотрены вопросы расчета планетарных, червячных и специальных (тороидных, спироидных и др.) передач.

Следует указать, что книга носит прикладной характер вследствие рассмотрения в ней большого числа примеров и номограмм, облегчающих выполнение многих расчетов. Читатели найдут в ней не только конечные формулы, необходимые для проектирования редукторов, но и их выводы, позволяющие проследить за физической сущностью каждой формулы и судить о пределах ее применения.

В главе IX рассмотрены малоосвещенные в литературе вопросы колебательных процессов в редукторах, имеющие во многих случаях существенное значение для определения расчетной нагрузки передач и валов.

Методы обкатки и испытания редукторов изложены на конкретных примерах. Приведено большое количество схем и конструкций стендов и нагружателей, работающих как по разомкнутой, так и по замкнутой схемам.

Книга написана коллективом авторов. Раздел первый написан доц. канд. техн. наук Ю. В. Бубырем, раздел второй — проф. д–ром техн. наук Б. Л. Давыдовым, раздел третий и гл. IX второго раздела — доц. канд. техн. наук Б. А. Скородумовым.


* Петрусевич Л. И., Генкин М. Д., Громан М. Б., Состояние вопроса и первоочередные задачи в области прочности и качества зубчатых передач Сб. 1 «Проблемы качества и прочности зубчатых передач». Издание ЦБТИ Государственного Комитета Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению 1961.


Назад, на страницу описания