ПРЕДИСЛОВИЕ

В Программе КПСС подчеркнуто, что развитие машиностроения имеет первостепенное значение для технического перевооружения всего народного хозяйства СССР. При этом указано, что систематическое повышение качества продукции является обязательным требованием, необходимым условием развития социалистической экономики.

Неуклонный научно-технический прогресс, являющийся характерной особенностью развития нашей страны, выдвигает перед всей промышленностью (в том числе и перед подшипниковой) ряд новых и весьма важных проблем, связанных с обеспечением быстроходности, повышением точности, надежности и долговечности машин и приборов. Эти проблемы применительно к опорам валов и осей могут быть успешно разрешены путем обоснованных прочностных расчетов деталей, а также надлежащим выбором параметров опор, применением соответствующих материалов, прогрессивной технологии, новых сортов смазки и др.

Ключевая проблема современной техники — высокая надежность — может быть быстрее разрешена на основе применения для опор, валов и осей механических систем материалов с высокими стабильными физико-механическими, химическими и другими свойствами. Наилучшим образом указанным требованиям отвечают синтетические полимерные материалы, обладающие комплексом необходимых свойств: высокой прочностью при малом удельном весе; антифрикционными качествами; устойчивостью против воздействия агрессивных сред и химических веществ и др.

Более широкое применение в подшипниковой промышленности должны получить новые сверхвысокопрочные стали и жаропрочные сплавы, шире внедряться бериллий, вольфрам, молибден, ниобий, титан и другие металлы, а также сплавы на их основе.

Имеющиеся печатные труды, как правило, посвящены лишь отдельным областям расчета и конструирования опор. В связи с этим возникла настоятельная необходимость обобщить обширные сведения об опорах для того, чтобы конструкторы, инженеры и техники могли использовать их при создании различных машин, приборов и оборудования, и проектировать такие опоры, которые наиболее полно отвечают заданным условиям эксплуатации с обеспечением длительной и надежной работы их.

В предлагаемой вниманию читателей книге освещен круг проблем в области теории, расчета и конструирования опор валов и осей машин и приборов. Изложение теоретических основ иллюстрируется практическими примерами анализа, расчета и конструирования современных опор.

Комплексный характер данного труда не позволяет, естественно, полностью исчерпать все вопросы, относящиеся к выбору и расчету каждого типа опор в отдельности. В монографии рассматриваются лишь вопросы конструирования и эксплуатации опор и опорных узлов различных типов, могущих найти применение в машино- и приборостроении. Освещены также и собственные разработки некоторых из авторов книги.

Учитывая громадный рост информации в области теории, расчета и конструкций опор и опорных узлов (что затрудняет ориентировку при выборе оптимальных решений для конкретной машины или прибора), авторы не сочли возможным загромождать книгу чрезмерным математическим аппаратом, а в отношении конструктивных решений ограничились либо типовыми, либо же наиболее новыми вариантами.

Объем настоящего труда не позволил включить в него каталожную часть. В отношении подшипников качения это было бы даже излишним, поскольку в ближайшее время начинается составление нового каталога подшипников, выпускаемых отечественными заводами.

Гл. I, II, III, XV, XVI и XVIII написаны канд. техн. наук М. М. Машневым; гл. IV, V, VII и IX — проф. Е. Я. Красковским; п. 5-й гл. II, а также гл. VI, XII и XIX — канд. техн. наук Е. А. Панфиловым (п. 4-й гл. XIX — совместно с канд. техн. наук А. С. Саверским); гл. VIII и XI — совместно д-ром техн. наук Н. А. Спицыным и канд. техн. наук М. М. Машневым; гл. XIII — инж. В. А. Нейманом; гл. X и XVII — канд. техн. наук А. С. Саверским; гл. XIV — совместно д-ром техн. наук Н. А. Спицыным, канд. техн. наук М. М. Машневым и инж. В. А. Лейманом.

Все замечания читателей будут приняты авторами с признательностью.

Назад, на страницу описания