ВВЕДЕНИЕ

В большинстве современных машин вес литых деталей составляет более половины веса самих машин, доходя в отдельных случаях до 80%. Это обстоятельство определяет важность правильности конструирования литых деталей.

Конструирование литых деталей представляет собой трудную задачу, если учитывать все предъявляемые к литым деталям требования и многообразие факторов, влияющих на их качество и трудоемкость изготовления.

Использование металла в жидком состоянии дает возможность придавать ему почти любую желаемую форму. Вместе с тем это обстоятельство приводит и к особым трудностям в получении качественных деталей, вызываемым развитием в металле усадки и внутренних напряжений при переходе его из жидкого состояния в твердое. Недостаточный учет этих факторов приводит или к получению некачественных деталей, или к большим осложнениям в технологии изготовления и отливки формы и, как следствие, к удорожанию изделий. Конструкция литой детали должна позволять наиболее полно использовать механические свойства металла, из которого она отливается. Это достигается путем придания литой детали формы, наиболее выгодной с точки зрения распределения в ней напряжений, назначения сечений тел и сочетаний отдельных элементов ее конструкции, предупреждающих развитие в детали внутренних литейных пороков и концентрации напряжений.

Нельзя рассматривать конструкцию литой детали отдельно от качества металла, используемого для ее изготовления. При правильном использовании литого металла в отдельных случаях можно дорогой металл заменить более дешевым, например, сталь удается заменить чугуном, использовав его высокое сопротивление сжатию.

Все металлы, применяемые для изготовления литых деталей, обладают общими свойствами, требующими соблюдения определенных правил конструирования.

Конструктор, так же как и технолог, должен предусматривать способы получения литых деталей путем применения наименее трудоемких и наиболее производительных процессов, обеспечивающих, кроме того, и минимальную последующую механическую обработку отливок. Таким образом, конструктор литых деталей в определенной мере должен быть и технологом-литейщиком.

Конструктору совсем не трудно найти справочные данные о механических свойствах сплавов. Особенности же литейных свойств сплавов и технологии изготовления литых деталей недостаточно освещены в литературе. Восполнение этого пробела и является задачей данной работы.

Назад, на страницу описания