ПРЕДИСЛОВИЕ

Повышение надежности и долговечности машин является одной из главных проблем современного машиностроения. Экономическое значение этой проблемы очевидно.

Как показал статистический анализ, главной причиной выхода из строя машин является не их поломка, а износ подвижных сопряжений и рабочих органов под влиянием сил трения. Проектируя новую машину, инженер обязательно рассчитывает на прочность наиболее ответственные детали, тогда как практически ни одно подвижное сопряжение не проверяют на износостойкость. При проектировании и эксплуатации машин не всегда используются наиболее эффективные средства снижения износа, учитывающие конкретные условия работы. По этой причине Советский Союз и другие технически развитые страны несут огромные материальные затраты, связанные с ремонтом машин. Вынужденные простои машин при ремонте подвижных сопряжений приводят к большим потерям. Во многих отраслях промышленности каждый пятый рабочий — ремонтник. Нуждами ремонта занят большой парк металлообрабатывающих станков. Попытки применить традиционные методы науки о прочности твердых тел к задачам трения и износа оказались неэффективными.

При трении происходят коренные изменения приповерхностного объема материала соприкасающихся подвижных сопряжений. Эти изменения и определяют процесс износа и величину самой силы трения. Изучение комплекса явлений, происходящих при трении, и их количественных характеристик составляет предмет относительно новой дисциплины, именуемой обычно как «Контактное взаимодействие твердых тел при трении».

Предлагаемая вниманию читателей книга профессора И. В. Крагельского и его учеников М. Н. Добычина и В. С. Комбалова «Основы расчетов на трение и износ» содержит изложение основ теории этого нового раздела механики, органически связанного с другими науками и в первую очередь физикой и химией. Ряд приведенных в ней теоретических и экспериментальных результатов принадлежит самим авторам. Так, И. В. Крагельский, один из основоположников современной науки о трении, является автором молекулярно-механической теории трения и усталостной теории износа. В 1975 г. он был удостоен Золотой медали по трибонике — высшей международной награды за научные работы в области трения и износа.

В монографии вместе с анализом природы трения и износа излагаются необходимые для практического использования расчетные зависимости для подсчета силы трения и величины износа, связывающие воедино внешние характеристики процессов и свойства контактирующих тел. Рассматривается также влияние на трение и износ окружающей среды. Наконец, формулируются требования к физико-механическим свойствам материалов контактирующих тел, определяющих их поведение в подвижных сопряжениях.

Такой комплексный подход делает книгу интересной для широкого круга читателей: инженеров, конструирующих и эксплуатирующих машины, а также научных работников, создающих износостойкие материалы и работающих в области изучения природы трения и износа.

Учитывая актуальность задач по повышению качества машин, выход этой книги в свет следует признать весьма своевременным.

Академик А. Ю. ИШЛИНСКИЙ

Назад, на страницу описания