www.mexanik.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Последние десятилетия знаменуются быстрым развитием реактивной авиации, занявшей за короткое время ведущее место в современной авиационной технике. Успешное развитие этого вида авиации обусловлено созданием и применением авиационных газотурбинных двигателей (АГТД), которые обеспечили высокие скорости современных самолетов и значительную высоту их полетов. Так, в зарубежной авиации скорость полета самолетов достигает 3 М* при потолке 30 км и выше. Проектируемые и сооружаемые первые пассажирские сверхзвуковые самолеты типа отечественного лайнера ТУ-144 или зарубежного самолета «Конкорд» рассчитаны на скорость полета до 2500 км/ч при потолке 25—30 км и дальности беспосадочного полета порядка 6500 км.

По сравнению с поршневыми авиационными двигателями АГТД имеют ряд эксплуатационных преимуществ, к которым относятся большие мощности и сила тяги при относительно меньших весах и габаритах. Это и обеспечило АГДТ широкое применение в авиационной технике. В скоростной, сверхзвуковой авиации применяют форсированные турбореактивные двигатели (ТРД), режим которых характеризуется высокими температурами и большими нагрузками на рабочие части двигателей. На более тяжелых самолетах, рассчитанных для полетов на большие расстояния с дозвуковыми скоростями, устанавливают турбовинтовые двигатели (ТВД), в которых теплонапряжение меньше, чем в ТРД, но больше, чем в авиационных поршневых двигателях.

Для современных АГТД требуются стабильные, высококачественные смазочные масла, способные длительное время работать в этих двигателях при высоких температурах без значительного ухудшения качества, Так, по зарубежным данным, смазочные масла для теплонапряженных ТРД должны быть стабильны до 175—200° С; масла для ТРД ближайшего будущего должны быть работоспособны до температуры 250° С и выше. В связи с этим в последние годы проведено много работ, посвященных созданию таких масел на основе нефтяного сырья и синтетических продуктов. Однако, несмотря на это, качество смазочных масел для АГТД все еще не соответствует предъявляемым к ним требованиям, что в ряде случаев препятствует увеличению ресурса двигателей и совершенствованию вновь создаваемых двигателей. Поэтому проблема создания высококачественных смазочных масел для АГТД является весьма актуальной. В СССР, как и в других странах, она тесно связана с повышением надежности и продлением ресурса АГТД, что является важной народнохозяйственной задачей.

В связи с повышенными требованиями к смазочным маслам для АГТД большинство применяемых ранее методов исследования качества турбореактивных масел, особенно синтетических, оказались непригодными. Поэтому в настоящее время в СССР и за рубежом большое внимание уделяется разработке новых лабораторных и стендовых методов оценки физико-химических и эксплуатационных свойств этих масел.

В соответствии с изложенным возникла необходимость обобщить и систематизировать отечественные и зарубежные материалы, имеющиеся по вопросам разработки, исследования качества и применению нефтяных и синтетических масел для АГТД.

Непрерывно развивающуюся реактивную авиацию можно обеспечить требуемыми высококачественными смазочными маслами быстрее при совместной работе конструкторов и специалистов, разрабатывающих и применяющих смазочные масла для АГТД. Поэтому вопросы разработки и улучшения качества смазочных масел рассматриваются в книге в тесной связи с условиями эксплуатации их в этих двигателях.


1* М — число Маха — отношение скорости полета аппарата к скорости звука, равной 1194,5 км/ч при 0 °С и атмосферном давлении.


Назад, на страницу описания